ОИЯИ
отчеты
фотографии
лоции
дневники
участники
ссылки
новости
объявления
история
реклама
 

Экстремальный портал VVV.RU
 

Канда - Кутсайоки - Тумча - Тумчаозеро. Дневник

Вступление

    В феврале 2001 года при встрече туристского актива Дубненского городского клуба туристов и москвичей были определены сроки похода в Карелию по Карельскому Башкаусу и Кутсайоки. В качестве довеска к известному маршруту мы с Пашей предложили посмотреть речки на обочине шоссе Кандалакша - Алакуртти. Эуард Реут считал Рябину безнадежно маловодной, а Лобка и Канда остались объектом проработки и исследования. В "Вольном ветре" нашли статью лыжников о верховьях Канды. Обшарили Интернет и обращались с письмами в Карелию, но никаких полезных сведений не добыли. Лето было сухое и пришлось "ловить воду", ориентируясь на Карельский Башкаус. Выезд из Москвы назначили на 21 июля. Долговременный прогноз погоды в Интернете менялся почти ежедневно. Паша усмотрел в этом идеологическое разномыслие бригад синоптиков. Получилось же так, что 21 июля зной кончился, почувствовалось дыхание арктики и прохладная погода, дежурная облачность и скупо моросящие дождички стали нашими спутниками.
    22 июня на 80 слете туристов города Дубны встретились потенциальные претенденты на участие в походе. По цепочке к нашей лидирующей группе прибивались молодые люди, "знакомые знакомых". Разобрались кто есть who, кто чего умеет и имеет и прошлись по маршруту. Дата отъезда некоторых озадачила и стали искать приемлемые решения.
    6 июля на собрании в Доме ученых ОИЯИ все определилось. Все заявленные участники были "рассажены" по судам, расписаны по группам и по рекам, которые предстояло исследовать до ухода Карельский Башкаус. Выяснился дефицит на снаряжение и финансирование. Был соблазн организовать водный семинар для повышения мастерства, но время было упущено, да и вероятность финансирования такой затеи теперь ничтожна. Тогда решили получить организационное прикрытие и получили статус научно-спортивной экспедиции Дома ученых Объединенного Института Ядерных Исследований, получили сопроводительные письма и рекомендации на разные случаи жизни. Как всегда в жизни вольно или невольно кто-то отпадал, что-то возникал, но покупка билетов внесла ясность. Таня Сапожникова обратилась к программе составления рациона, меню, раскладок продуктов с учетом графика движения по маршруту и во время переездов на поездах и автомашинах. Было учтено, что кто-то не ест молоноге, кто-то сыроед и тушонку на дух не переносит и многое от калорийности до анализа по белкам, жирам и витаминам . Наряду с ветеранами (назревало 70 летие в походе) появились школьники с папами и мамами, студенты. Опыт сотрудничества группами у нас есть, но назревала критическая масса , когда ветеранское ядро растворялось среди молодых участников. Поскольку Саша Любимцев, Николай Ражев и Алексей Булах согласились быть руководителями, то все пришло в движение - начали проклеивать катамараны, покупать билеты, продукты и все, что было расписано и предусмотрено планом оргмероприятий. Как всегда велась интенсивная переписка по обычной и электронной почте, сканировали Интернет в поисках нужной информации, оформляли разного содержания письма и вели телефонные переговоры. 15 июля стало ясно, что Михаил Гаврилов, один из наших лидеров вряд ли пойдет - камни из мочевого пузыря так и не вышли. Он выйдет из больницы 19 и вряд ли пойдет в поход. Из-за работы и командировок возникла группа, которая могла выехать из Москвы только 25 июля. Именно поэтому было решено начать поход с исследования Лобки и Канды, чтобы у моста на Канде всем собраться и уехать на Карельский Башкаус. Пришлось перестраховаться и часть людей оставить Онтонйоки и на Пюхяярви встретить эту шестерку.

20 июля 2001 года

     Последние приготовления в турклубе - подвале на улице Московской в доме №4. Катамараны проверены и упакованы, личное и общественное снаряжение упаковано по рюкзакам. Основное внимание обращено на покупку, расфасовку и упаковку продуктов. Будет три кухни и три варианта организации питания. Общее в идеологии - трехразовое питание с приготовлением на костре и 3 - 4 типовые меню, которые расписаны по дням и дежурным. До начала сплава все упаковывается в картонные ящики (из-под бананов - идеальные для перевозке в поезде и в автотранспорте). Каждый ящик схвачен двумя кольцами, отрезанными от МАЗовской камеры. Ящики килограмм до 20, удобны для переноски на плечах и поверх рюкзаков, а резиновые кольца используем для вязки деревянного каркаса и фиксации гермоупаковок. Завхоз-идеолог, Татьяна Сапожникова, все просчитала по специальной программе на компьютере и все дружно трудятся на конвейере: магазин - рынок - подвал - фасовка сыпучего в п/э бутылки, остальное в коробки, чтобы не задыхалось в поезде при жаре. Обеспечивается суточный рацион около 3500 ккал, сбалансированный по жирам, белкам и углеводам, по вкусу, учтены прихоти - кто-то вегетарианец, кто-то не ест молочное...
     Автобус ПАЗ и "Газель" прибыли в 20-45 и мы приступили к аккуратной загрузке. И когда подтягивались "задержавшиеся", разразился долго назревавший ливень. За секунды он промочил иных до нитки. Так прошла учебная тревога, весьма поучительная. Дорога, промытая ливнем, была почти пустынна до Дмитрова, а потом была запружена автомашинами из Москвы. Москвичи после работы в пятницу устремились на дачи. Павел Колесов ехал в "Газели" и решил приехать к Ленинградскому вокзалу побыстрее, полагая, что там встретят московские коллеги.
    Наш ПАЗ встал на разгрузку перед Ленинградским вокзалом в 00 часов 6 минут. Разгрузили автобус, узнали, что из-за ремонта надо идти через парадный вход и приступили к транспортировке. Тут нас и перехватил грустный Павел. Он приехал раньше нас и ему пришлось с помощью водителя выгружать все добро. Это лишний раз убеждает: "При движении все экипажи должны сотрудничать постоянно, иначе нарушается управление".
    Наш поезд 112 стартует в 01-37 и только минут за 15 становится ясно откуда счет вагонам. Мы едем в 3 и 5 вагонах. На перроне - столпотворение и наши стратеги решили разместить часть груза в толпе, а часть - в зале. Многие радостно предались радости общения и потеряли бдительность. За 10 минут до отхода стало ясно, что надо бежать в голову состава, а это около 400м. Добро бы можно бежать с рюкзаком по прямой, а то ведь сплошные препятствия. Можно только удивляться, что ничего не потеряли. Я пришел в себя после обнаружения маленького оранжевого рюкзачка с документами и деньгами, который вручил на сохранность нашему казначею, Люде Некрасовой.
     Днем наше общество приводило в порядок экипировку, вникало в карты, лоции и обсуждались последние варианты с чего начать. Эдика Реута интересовал Карельский Башкаус, а разные Лобки, Рябины и Канды - это дело десятое. Мне же это было дорого, а по времени все согласовано с догоняющей нас шестеркой во главе с Наташей Афанасьевой. К счастью найденный вариант оказался самым удачным.

22 июля

    В 7-30 высадка из поезда. Кандалакша. Согласно договору нас ждал ПАЗ Валерия Рыбалова. Первым рейсом он доставил исследователей на Канду и Лобку с грузом (это 42 км от Кандалакши), затем вторым рейсом доставил людей и груз на Онтонйоки. Поскольку сразу стало ясно, что собой представляли эти реки, то за 8 часов мы успели собрать полезную информацию. Узнали от сборщиков морошки, что жара кончилась и назревает похолодание с дождями. Вот уж не знаешь грустить по этому поводу или радоваться! Автобус в 20.15 прибыл в место встречи, а в полночь был на Онтонйоки. После ужина штурмовую группу доставили на Карельский Башкаус с минимальной загрузкой на случай обноса порогов. Я остался в лагере на Онтонйоки, чтобы помочь вязать каркас четырехместного катамарана, ибо под руководством у Юры Тутышкина оставалась сборная команда до встречи на Пюхяярви.

23 июля

    Подгонка заготовок каркаса и сборка с помощью резиновых колец из МАЗовских камер и лент. По периметру каркаса удобно вязать кольцами (ширина 3 - 4 см), а внутри каркаса - лентами. К полудню я должен быть в лагере на Карельском Башкаусе. Майя совершенно решительно заявила: "Пока каркас не свяжем - из лагеря не отпустим". И вот я одеваю рюкзак, чтобы топать часа 2-3. На поляну Акванавтов въезжает крытый грузовик.
    Москвичи. На двух каяках пойдут по Карельскому Башкаусу. Вмести с ними через час я был у моста. Лена Грановская была счастлива, что весь экипаж собрался. Мы с Федей включились в сборку катамарана. Это на нем год назад мы втроем сделали первопрохождение Куржмы. Теперь до Пюхяярви будем идти втроем. Каркас после нашего четырехместного был хиленький, вязан стропой и гондолы подвязывались пришитыми к оболочке лентами из стропы. На этот раз Юра Кирюхин шел на четырехместном катамаране, но по хозяйски помогал Лене и словом и делом. Я умилялся конструкторскому педантизму, когда время от времени Лена замеряла каркас по диагоналям и требовала соблюдать их равенство. При стремлении сделать каркас супергибким, а это было доминирующей идей, он мог из прямоугольника превращаться в параллелограмм. Шибко быстро дело не делается и вот оказалось, что одна гондола травит. Пришлось заняться клейкой со всеми сборками-разборками. Вот уж чего врагу не пожелаешь!
    Карельский Башкаус начинается сужением в скалах, ниже мост на ряжевых опорах. По зеркалу (измерил шагами по мосту ) ширина 12 м, средняя глубина 0,5 м, скорость около 2,2 м/сек. Расход около 12 кубов в секунду. Отмывка на скалах и опорах моста выше воды на 40 см. Лоция Афанасенкова составлена для воды см на 30 выше, чем сегодня. Вся река до порога Тесный - длинное озеро с узостями, в которых локальные прорывы и пороги водопадного типа. По карте от моста до Пюхяярви получается 11,5 км по кратчайшему пути, которые приходиться проходить раза 3 - из-за разведки, обносов вещей, да при страховке и фото-видеосъемках.
    Белая ночь вносит сумление в мысли и распорядок дня. Именно поэтому решено стартовать в 20-30. Первые препятствия идутся как перекаты - заход по струе из-под берега через центр под противоположный берег, а водопадные сливы категоричны - обычно есть единственная траектория, которую надо выдержать. Стартовали удачно, первые перекаты и шиверки шли чисто, отрабатывая взаимодействие. По берегам уже оседал народ на ночевку, а все происходящее водило в состояние эйфории. Разлив замыкал хребет с щелью, в которой должен быть каньон Крутой. Вот уже открылся вход в скалы и казалось, что там ничего особенного. Предпорожье гдадкое - могучий подпор. Мы прилаживались уже как в него зайти - под левым или под правым берегом, но Сапожниковы решительно звали чалиться к правому берегу...
     Суровые пороги с водопадными сливами при первой встрече производят сидьное впечатление - их суровая красота и угрожающая в то же время. Просмотр таких порогов вызывает чувство благоговейного уважения. Когда же начинаешь примериваться как идти преобладает дух соперничества и единоборства. Было решено с рюкзаками пройти по тропе и выбрать место для ночлега. Нашлась уютная котловина, где разместились наши 7 палаток на мягком зеленом мху. Дров - навалом, порог - под ногами. Все прекрасно - поход начался! Назавтра штурм порога, который по лоции оценен четвертой категории трудности.

24 июля

    Поднялся в 7 часов. Солнце подобно прожектору светило вдоль каньона и в его лучах все празднично и ярко играло и искрилось. Вся долина реки - тектонический разлом горных пород, через которые прорывается поток. Струя на входе порога формируется под левым берегом , так как по центру и под правым берегом выступает скальная коренная порода (плита, на 2/3 перекрывающая реку). Через нее есть слабенький слив-водоскат через острые камни под правым берегом, "фонтан слез" по центру. Разведку провели тщательную, обеспечили нижнюю страховку и начали прохождение усиленными экипажами. Мы с Леной открыли прохождение в 12-20. Перед этим я укрепил каркас - уж очень он хлипкий. Зашли под самый левый берег и пошли по струе. Проход узок настолько, что Павел Колесов помог протолкнуть его в узость. Катамаран падает в водопадный слив, а при всплытии мы успеваем увести его от прижима к правому берегу и уйти от навала на стену левого берега. Потом мы прошли с Алексеем Булахом на "Егере", причем я работал однолопастным катамаранным веслом. Все суда прошли с посадкой на камень при входе и сильном прижиме к стене левого берега. У Алексея Булаха при повторном прохождении порога сломалось весло при навале на стену левого берега.
    В 20-15 мы уходим в сторону обширного разлива. Река перед мысом вытекает из него вправо (на восток) и сразу чувствуется уклон. Открылся остров. На его приголовке застряло дерево. Мне показалось, что в правую потоку попасть трудно и стали просачиваться через шиверу в левой протоке. Гондола предательски травит. Мы подкачиваемся находу и проходим к порогу "Каменистый". Остановились на разведку на правом берегу. Алексей Булах с Аней Сумбаевой выскакивают на "Егере" и на правом повороте внезапно для них открывается водопадный слив поперек реки. Явного чистого слива нет. Они пошли левее центра. На обливных камнях их раскантовало, а затем - оверкиль. Зачалились и пошли дальше. Аркаша Копаница с Машей Кирилюс провели свой "Скаут" под левым берегом. Теперь мы последние и надо подумать как идти дальше - Лена погружается . Пошел на разведку и за мысом обнаружил дым нашего бивака. Быстренько притащили рюкзаки и перегнали с Леной катамаран. Поставили палатку, я занялся сушкой катамарана, благо день был солнечный.

25 июля

    Солнечно. Занимаюсь ремонтом гондолы, морока. Пока обсуждали с Пашей порядок движения - катамаран наш начал травить и испускать дух. Решили идти насколько можно. Мелкие шиверы прошли. Для подкачки приходиться чалиться. Я сделал разведку и обнаружил порог островной пока Лена и Федя два часа заклеивали гондолу. Федю пустили по берегу. Идем с Леной , она постепенно погружается в воду. Перед Островным просто тонем. Перед скалой-островом прижало на обливные камни и гондолу захлестывает. Протащил катамаран вперед в поток, быстренько сели и скатились через шиверу. Подкачались и прошли еще одну шиверу до мыса на правом берегу. За мысом все признаки порога "Прыжок". Под правым берегом две наших лодки. Людей нет. Это сигнал зачаливаться. Прощли по тропке через курумник и увидели трапезную нескольких групп. Мы получили совет как лучше заходить в порог и после поддува судна чисто прошли этот порог, а пото и отобедав, залепили дыру в гондоле.
    Пошли в шиверу перед порогом "Щечки". На правом повороте открылась крутопадающая шивера без очевидного судового хода. Один экипаж сидел на обливных камнях. Мы стали уходить от столкновения и тут у Меня в камнях заклинило весло. Вытащить не могу, а катамаран движется. Наступил момент безнадежности и я выпускаю весло. Катамаран садится на обливной камень метрах в 7 ниже торчащего из воды весла. Сначала я ухватился за запасную лопасть байдарочного весла и стал ей грести, но скоро понял сколь это было нелепо. Весло вдруг упало и поплыло к нам, но опять застряло. Ждали весла минут 15, а в это время на нас "наезжали" катамараны и лодки, на бойком месте мы оказались, и была велика опасность столкновения. Нас выручили ребята из соседней группы, шедшие на разведку. Один из них с берега по обливным камням добрался до весла. Мы бросили ему веревку. Он привязал весло и мы обрели способность двигаться в "Щечки". Вот уж где с писком и скрежетом мы протиснулись в эту щель. Перед узостью из-за малой воды открылся крупный камень (пропустили между гондол) и пришлось проходить прижим. Павел Колесов, фотографировавший прохождение этого порога, посчитал, что мы с Леной прошли чисто.
    Наиболее драматично проходил катамаран "Пятнышко" - Саша Любимцев и Данил Журавель застряли на входе в узость "Щечек" ( ширина катамарана 2,2 м). Острые носовые гондолы завернуло под воду за выступ скалы. В течении 15 минут они пытались протиснуться. Был момент, когда к щели подходил чужой катамаран и чуть не свалился на "Пятнышко". Данил скакнул за борт (воды оказалось по грудь) и выдернул судно из плена.
    Бивак разбили ниже "Щечек", перед началом порога "Кавказский" на правом берегу. Палатку ставили под дождем. Вскипятили чай для согрева, а потом уже готовили ужин. К 22 часам дождь кончился и ужинали без помех. Лена была счастлива, что обнаружилась водка, которую она посчитала забытой на предидущей стоянке. На радостях решили избавить ее от дальнейших переживаний. Тосты говорили Федя, Аня и Маша - трезвенники.

26 июля

    Мы продолжаем дежурство. На завтрак каша рисовая молочная, курага, халва, чай, сухари. Главное сделать достаточно для раздачи и добавки, но так, чтобы все скормить без остатка. В 12 часов начали обнос порога до озера Пюхяярви и через 17 минут встретили Николая Ражева с командой. Тропа тяжелая - крупные камни, распадки среди хаоса скальных обломков, подъемы и спуски. На обратном пути - просмотр препятствий. Я насчитал два каскада водопадных сливов в пороге "Горка" и 5 каскадов в "Кавказском". Пятый каскад поражал воображение мощью потока, срывающегося по крутому водоскату почти с двухметровой высоты и вскипающего на обливных и острых камнях. К моменту завершения обноса приготовили обед и при начинающемся дожде начали прохождение порогов "Кавказский" и "Горка". Привожу выдержки из дневника о разведке этого участка реки при движении от озера к истоку по правому (орографически) берегу.
    Ступень первая ("Горка" ) - заходить из-под правого берега через обливные камни по центру и уходить под левый берег, минуя каменистую мель в центре. Струя прослеживается, идти, лавируя среди обливных и надводных камней. Падение крутое, в потоке стучат перекатываемые камни. Тропа по правому берегу не мед, а левый берег - щербатая скальная стена.
    Ступень вторая - хаос скал. Идти по струе, прижимаясь к обливному камню справа в косых воротах. Идти по основному сливу в водоскат по центру и перед рыжим камнем уйти под левый берег. Перед этой ступенью надо чалиться к правому берегу.
    Ступень третья. Баррикада. Обнос по правому берегу. Справа мощная струя с прижимом к бому по центру уходит во вторую ступень. Перед зубом (с воды почти не виден) круто уйти влево.
    Ступень четвертая. Между 5 и 4 ступенями - плес, гладкая вода. Струя уходит под левый берег. Здесь надо обязательно зачалиться перед уходом потока под бом на правом берегу и выставить страховку. Перепад в гребенке камней в этой ступени около 3 м, под левым берегом водопадный слив около 1,4 м и пониже него - второй. Ширина прохода 2,5 м. У Рута Э.Ф. сумление - провести или обнести?
    Ступень пятая. Выше пятой ступени заводь под правым берегом, за скалой, прижим. Здесь нужна ст раховка. Выше, в 7 м, сужение, в потоке просматриваются острые камни. Эту гряду завершает 10м участок белой воды.
    Ступень шестая. Выше две гряды с хаосом подводных камней, они проходимы без проблем. Выше на 30 м участке сложные проходы между крупными надводными камнями. Есть понижение и спуск к воде. Здесь целесообразно организовать страховку и помощь для чалки. Отсюда удобно обносить суда, ниже берега скальные и высокие..
    Седьмая ступень. Заходить под левым берегом. Крутое падение и сужение, 40 м белой воды. Можно идти не под самым левым берегом, а прыгнуть с обливного камня. Мы стартуем первыми в 12-26. Прошли седьмую ступень под левым берегом, прыгнули с обливного камня, сместились на слив через плиту, пробили бочку и разу пошли под правый берег на чалку. Здесь коварная подводная плита, на которую мы и следующие за нами садились. С берега бросали веревку и быстро зачаливали. 6 и 5 ступени обнесли. Лена решила подкачать гондолу, а она лопнула. Пришлось катамаран обнести до озера. На лодке штурмовали сливы порога, благо сил для страховки было достаточно. На "Горке" Скаут Сапожниковых кильнулся, но они со второй попытки прошли порог и выходную щиверу чисто. Эдик свой катамаран провел под самым берегом. Тяжело идется эти два порога. Для классификации их надо назвать КАСКАД БАМ шестой категории сложности.
    После завершения прохождения Карельского Башкауса и экскурсии наших любознательных коллег к порогу "Щечки" наша флотилия переправилась к базовому лагерю на Пюхяярви. Катамаран Лены с разорванной кормой перевезли в собранном виде на четырехместном катамаране. В лагерь пришли в 22-15.
    Лагерь был разбит напротив устья Карельского Башкауса у основания длинного мыса. Место прекрасное - просторно, сухо, много дров. Вот мы все вместе, но еще должна появиться шестерка Наташи Афанасьевой. При впадении Карельского Башкауса оставили для ребят письмо в красной тряпочке, как было условлено, с указанием нашего лагеря. Накрапывал дождь.

27 июля

    Проснулся в 8 часов. У костра хлопочет Сергей Мигдалев. Он рассказал как их шестерка прошла Онтонйоки и ночью нашла нашу стоянку. Вот теперь все в сборе. Провел совет капитанов. Определили порядок движения, организацию взаимодействия при прохождении препятствий и порогов, распорядок дня. Татьяна Сапожникова провела ревизию продуктов. Теперь многие ящики были опустошены, а их содержимое помещено в рюкзаки будущих дежурных. Продукты, выданные нашему катамарану, упакованные в ящик из-под бананов, поместил в большой рюкзак вместе с ремнабором, тентом и "баней". Поместили его в середине судна и он проходил пороги, обеспечивая устойчивость в сливах. Тащить такой рюкзак - занятие незавидное, килограмм 50 С грустью обнаружил, что и наш добрый К-4 требует подкачки на ходу. Травят гондолы возле клапанных коробок.
    Стартуем первыми в 13-00. Первые перекаты проходим чисто. Небо хмурое и местные красоты имеют суровый оттенок. До порога "Сомнительный" ничего серьезного нет. Однако, после правого поворота в потоке возникла остров-скала. С наплыва трудно решить с которой стороны ее обходить тяжело груженому судну. Мы пошли в эти узкие каменные ворота , справа от скалы. На нее изрядно прижимает и сразу косой энергичный слив с прижимом на правый берег. Мы прошли чисто, но был момент, когда судно так накренилось, что был возможен оверкиль. Мы сразу зачалились к левому берегу. От него к скале прослеживалась мель. Можно было проходить левее этой скалы. Стали сигналить судам , чтобы так и шли. Однако все благодушествовали и с большими глазами "выплывали" из каменных ворот.
    Порог "Сомнительный" открывается на правом повороте. Чалка и обнос по левому берегу. На тропе бивак и возникли дополнительные неудобства при обносе. На К-4 мы идем с Юрой Тутышкиным с одним большим рюкзаком. Разгоняемся под самым левым берегом и гребем в сливе. Здорово тянет на правый берег. После второго слива влетаем в улов и после четвертой попытки проходим в подпорожье. Последующие прохождения проходили с навалом на правый берег во втором сливе. Мы с Леной пошли на К-2 с грузом. Нам не удалось войти во второй слив и началось "плавание" в улове под первым сливом. Такое ранее не встречалось! Тащит под метровый слив под правым берегом, норовит подставить под это водопад, выводит к струе под левый берег, но в нее невозможно войти - суводь. Пытаемся хоть зацепиться и зайти во второй слив - жмет на выступ правого берега и опять новый цикл заплыва. Запросили веревку с левого берега и провели катамаран через второй слив. Пройти в третий слив из-под правого берега тоже не удалось - помогли веревкой с левого берега. Нам здорово помог Саша Сапожников. Заплывы в уловах были почти у всех экипажей. Аркаша и Маша перевернулись на "Скауте" в третьем сливе - там Маша допустила нелепую ошибку.
    Порог Муравей открывается на левом повороте после разлива. Справа прослеживает осыпь при впадении ручья. Он маловоден, имеет крутое падение, троп нет. Кирюхин пытался пройти по нему вверх, но уж очень это дорогое удовольствие, да и дождь накрапывал.
    Для ночлега можно было остановиться перед Муравьем, но мы хотели продвинуться вперед и после обноса рюкзаков разбили лагерь на всех пятачках и тропах - 17 палаток.
    Это была самая дискомфортная стоянка. Наутро проглянуло солнце. Я обследовал берег и на высоте берегового склона нашел следы стоянок современного человека, но все тесно и круто. На БСТ стоять несколько лучше. Утром Муравей прошли все суда, некоторые дважды. Воды по сравнению с 1997 годом было несколько больше, поэтому вход упростился, да и перемещение под правый берег проходило легче. Возникшие бочки опасности не представляли. С учетом собственного опыта и просмотров видеофильмов Возникает уверенность, что высокая вода облегчает прохождение на Карельских реках.
     В БСТ при подкачке обронил пробку от клапанной коробки катамарана. Саша Любимцев отговорил меня нырять, надеясь на гидрокостюм Алексея Булаха . После обноса груза ныряние в гидрокостюме не состоялось, а мой заплыв не позволил точно найти пробку.
    Позднее была еще одна потеря - на шивере после порога Ступенька потеряли помпу. Вот это было серьезно, но выручила Наталья Афанасьева - ее новый катамаран не нуждался в подкачке.
    БСТ прошли по желаемой траекторией под левым берегом с уходом от камня убивца (в 1966 году к нему насмерть припечатало каякера, обелиск рядом, на левом берегу). У основания камня в воде заклинено дерево и его вершина при низкой воде может пропороть катамаран. Суда шли порог разными вариантми, но не все выдержали заранее выбранную траекторию.
    Порог Оба-На находится в конце разлива, метрах в 400 ниже БСТ. Традиционная чалка на правом берегу, в бухте перед скалой на краю водопада, можно зачалиться и выше, до этой бухты. Обнос по правому берегу куда сложнее, чем по левому, но многие об этом и не догадываются. При подходе наблюдали приготовления к прохождения Оба-На каякером. Он, священнодействуя, медленно одел спасжилет, каску, перчатки, сел в каяк, сделал круг по гладкой воде и решительно устремился в пульсар в центре. Прошил его, метеором промчался по струе, влетел в выходную бочку и в ней перевернулся. Катамараны в подпорожье кинулись на помощь, но не могли войти в струю и их таскало по улову. Один из 5 катамаранов стоял под правым берегом за мысом. Он-то и помог каякеру. На обнос и обед при моросящем дожде потратили много времени. Саша Сапожников сказал мне: "А слабо пройти Оба-На на Скауте!". Я согласился. Эдик Реут отговаривал: "Порог некатегорийный - ничего в нем нет, а угробить может. Если случится авария, то последствия будут тяжелыми, может быть испорчен весь поход". Меня всегда восхищают правильные люди. Они всегда на 100% правы - в случае чего они же предупреждали!
    В 1997 году мы штурмовали Оба-на на К-4 и при ударе о выступ стены на выходе за борт вылетели двое. Следствие - лихорадка при стрессовой разрядке и синяки после похода. Теперь-то я знал чего нельзя. Нельзя было идти на нашем старике К-4, а пересаживаться не другой - тем более. Другое дело на Скауте. Вода была очень низкой. Отбойный вал от стены был слабый и опасность прижима возрастала. Два пульсара обещали затормозить нос, что сразу бы привело к развороту лагом и оверкилю. Разведка с высоты левого берега позволила выбрать рискованный вариант - идти возле правого пульсара у кромки водопадного слива, а потом уйти на основную струю, левее. Было столь мелко, а вода столь прозрачна, что закралось сомнение, хватит ли глубины для гребли веслом... "Скаут" стоит на нижней страховке, фотограф, Павел Колесов — на стреме. Прощлись по гладкой воде и на скорости вошли в порог. Полуполет, полупадение длились 7 секунд. Вот момент истины - краткий и прекрасный. Без него и поход был бы скучным и заурядным. Канитель с поддувом , загрузкой и выходом К-4 из улова под водопадом ускорили проводкой за скальный мыс правого берега в подпорожье. Вывод - после обноса суда надо ставить за (ниже) этим мысом.
    Водопад Маманя с наплыва не производит впечатления. Чалиться к левому берегу без вариантов. Навесили перила для спуска катамаранов в грот и, далее, на нижнюю террасу.
    Лагерь разбили на верхней террасе - места хватило всем. От воды предстояло подняться по курумнику, по едва заметной тропе. Водопад парит, при солнце - радуги. Спуск на нижнюю террасу находится метров через 300.
    Спуск катамаранов к гроту и через грот на нижнюю террасу - тяжелая работа. Здесь-то и нужна основная веревка или парашютная стропа. В гроте, у основания водопада, сыро и перила для страховки очень кстати. В гроте заклинено бревно, которое мы видели в 1997 г. В паводок вода, судя по отмывке на скалах, поднимается на 2-3 человеческих роста. Тогда здесь не пройти - только по верхней террасе. Зимой сюда приезжают рыбачить местные жители. Нашим рыбакам на этот раз не фортило.

29 июля

    Наш катамаран дежурил. Удалось подкачаться и первыми уйти к порогу Тесный. Погода дрянь - хляби небесные и камчатский бус. На правом берегу отметили ручей, который так рекламирует Афанасенков, но осматривать не стали. В Иесном воды мало. Юра Тутышкин заикнулся насчет проводки катамаранов, но я сразу решительно возразил. Обнести надежнее и быстрее. Суда подходили группами и их сразу обносили либо к бому, либо в залив. Тропа обноса как всегда камни и ямы. Пообедали, а Лены с Федей все нет. Послали на помощь Пашу с Аркадием. Оказалось, что она до озверения клеила и чинила свой катамаран. Теперь он на ходу и мы после прохода Тесного на "Скауте" отсылаем Сапожниковых на поиски стоянки возле порога Ступенька, но не позже 21 часа. Начались мелкие шиверы и перекаты. Нудный дождь, серость и сырость, подкачка через 20 минут. Миновали разбой в месте подхода дороги от Вуориярви на леыом берегу, сорванный паводком мост. К нему не подходят дороги. Обходили под левым берегом - довольно скучные маневры, но неясно насколько лучше проходить под правым берегом.
     В 21-30 прошли второй такой же мост. В 21-35 перед вход в лагуну, на мысу наша стоянка.
    Вдоль берега (левого орографически) глубокие траншеи времен войны. Андрей Сапожников как дежурный должен был уйти с первой группой, а он прохлаждался и пришел одним из последних. Народ сырой и голодный ждал пока они приготовят ужин. Сделал втык - надо понимать ответственность перед товарищами.

30 июля

    С утра дождь. Завтракаем в 10. У Майи сегодня 70 лет. Цветы и церемония поздравления, вечером будут торжества. Определяем точку стояния. Есть разномыслие из-за того, что очень уж мало прошли, судя по карте. Мы вышли в 15-00 с намерением достигнуть порог Водопадный. До острова решили сделать контроль по времени. 500 м прошли за 5 минут почти по стоячей воде. Сразу за островом на круто падающем участке началась километровая шивера. Здесь-то мы и потеряли упомянутую выше помпу. Мы шли по шивере вполне сносно, но наша флотилия растянулась и облизывала обливные камни в правой протоке. Я вышел к приголовку острова и часа три до одури маячил экипажам. Мои коллеги к моему приходу учинили чай, что подняло настроение. Подкачиваясь регулярно, мы пустились догонять армаду. По пути обгоняли экипажи за счет чистого прохождения и без затрат времени на разведку. Стоянка перед порогом Ступенька на правом берегу и чествование юбиляра проходили при нудном дождичке.

31 июля

    Наутро солнечно и легче на душе. Начали штурмовать Ступеньку заходом с центра под правый берег. Каких только вариантов не возникло, но все кончилось благополучно. Конечно, воды маловато, а на выходной шивере кто только не сидел. Возникли чужие группы. Насмотрелись лихостей и глупостей. Я возмутился двумя девицами без касок и спасжилетов, лихо и с гиканьем промчавшихся по Ступеньке. Победителей не судят, но неудачников - просто бьют. Мы прошли на К-4 вдвоем, потом я прошел с Эдиком Реутом на его К-2. Я утвердился на коленях, а он сидел, как на стуле. В итоге мои колени провалились между гондолой и каркасом так, что я не мог встать вертикально. Такие эксперименты к добру не приведут.
    Ниже продолжались тиши и прочая скукота. Миновали сходу шиверы, потом Каньонный порог. То, что у Афанасенкова названо локальным порогом - заслуживает названия. Во-первых скальный остров впечатляет, а правые протоки интригуют узостью и каменистыми затычками. Во- вторых кульминация порога не просматривается, а это более, чем метровый водопадный слив что в левой, что в правой протоке. Мы шли левой протокой, другие суда - правой. Водопадный полутораметровый слив открылся метров с 5. Всегда ищешь понижение в перегибе для прыжка. С центра сместились левее и по косому сливу свалились почти что в ванну перед длинным обточенным водой камнем. Прошли вдоль него, а через 300 метров, на правом берегу, дымил костер нашей стоянки. До Водопадного метров 200 - 300. Решено сделать дневку с баней. Ражев Николай в Дубне сделал полиэтиленовый тент для бани 4 х 6 м вот завтра его и испытаем.. В 21-45 блеснуло солнце.

1 августа

    Дневка на Водопадном пороге. Я выбрал место (ближе к пройденному порогу), там много дров, а камней насобирал и на Скауте привез Саша Сапожников. Заготовили дрова. Сложили печку и сделали каркас под "баню". После нагрева камней камни закатываем под тент. Я попросил Машу запалить печку для нагрева камней и пошел проходить порог Водопадный. Народ готовился к этому долго и обстоятельно. Мы с Юрой прошли резво и быстро, а потом пошли на катамаран К-2 с Леной. На этот раз колено тоже провалилось мимо гондолы и каркаса. При всплытии в бочке первого слива Водопадного ну не могу восстановить рабочую посадку и чувствую - меня смывает, но не отрывает о катамарана. Уж как изловчился не знаю, но с веслом вскочил на катамаран и увел его от приближающейся мощной бочки. Лена весло потеряла и предстояло прибиться к берегу до входа во вторую ступень. Эдик Реут довольно индифферентно отнесся к моему призыву о помощи и даже повернулся спиной. Паша говорит, что я к нему обратился неформально... Саша Сапожников только что кильнувшийся на Скауте, подтолкнул нас к берегу, где наскоро провели разбор полета.
    Я отправился в баню. Там у Маши пламя было "выше крыши" и она начала паниковать..
    Все шло своим чередом: из черники сварили варенье, напекли оладышек, приготовили ужин. Потом в дело пошли первопроходцы мужчины, а потом и женщины. Баня удалась. Веники пришлись по руке и истязание вели нещадно ради массажа. В лучшем настроении Произносили тосты и здравицы, посвящения и поздравления.

2 августа

    Под левым берегом перед второй ступенью Водопадного обнаружили весло Лены. О радость и ликование! После обноса при гнусном морошении мы с Юрой перегнали наш К-4 через 2 и 3 ступени . С правого берега они смотрятся плохо, а под левый не хотелось идти по разливу - сильно травят гондолы гондолы. Зашли по струе по центру, а там смещались, выискивая оптимальный заход. И на сей раз интуиция не подвела - наш К-4 прошел водоскаты и теперь в подпорожье. Это огромный залив.
    В 13-45 все суда собрались в заливе и пошли к Тумче.
13-45 на левом берегу красивый бом и место для стоянки.
14-35 - порог. Шли сходу как перекат.
14-45 - порог. Зашли хорошо, но на выходе сели на обливных камнях. Это неизбежно — чистого прохода нет. По берегам следы пожара 1997 года.
15-05 - разлив Тумчи. Околеваем от холода и нудного дождичка. Идти к Яме и Котлу расхотелось, хотя порог от устья виден. Павел и Эдик зашли в ручей на правом берегу и развели костер в уютном местечке для обогрева и ожидания идущих сзади экипажей.
15-50 - пошли к Сумрачному, ветер в спину. Другая вода - мощная, сливы меньше, зато обозначились бочки. К ним приспособиться проще, чем к водопадным сливам между скал.
16-50 После сумрачного открылся порог Карниз. Безлюдье. Разбили бивак на левом берегу. Стоянка просторная, удобная, часто посезщаемая. Приступили к ремонту гондол - травят. Ветрено. Около 10 градусов тепла - раньше в этих местах было куда теплее.

3 августа

    Продолжаем заклеивать мелкие дырки (протерли камешки в оболочке), накатывают группа за группой туристы. Одни предпочитают поспокойнее - под левым берегом, другие - эмоциональнее через "карниз" под правым и потом покачаться на бочках., любители острых ошущений - по центральной протоке. Сапожниковы на входе зацепили за камень и не встали по оси потока в левой протоке и "Скаут" кильнулся. Они обнесли его и прошли число. Это дало началу катанию на Карнизе.
    В 16-00 - пошли и в 18.00 были на Шляпе. Вода на Тумче высокая и пороги Змейка и Каньонный производят впечатление мощью потока и крутыми валами. Расслабляться нельзя. Порог Шляпа изрядно залит водой. Вдоль скалы правого и вдоль левого берегов мощные потоки, между ними могучий улов в понижении уровня воды. Катамаран Андрея Сапожникова, шедший под правым берегом, попал в этот улов и минут 10 выбирался. Мы прошли под самым левым берегом, предварительно разогнавшись в предпорожье. После выхода из-за скалы сместились в центр и, лавируя, ушли под левый берег. Здесь обретались туристы, ожидающие прихода катера в Зареченск. Возникли и среди нас желающие. Юра Тутышкин обнаружил у себя нездоровье и "сошел на берег". Мне предстояло путешествие по водохранилищу с Маей и Людмилой на испускающем дух катамаране. В 19-00 - пошли к водохранилищу. Эдик с Пашей вышли раньше с намерением найти удобное место для бивака. Вода почти стоячая. Идем 4 - 5 км в час. Пасмурно и сумеречно.
    В зоне мертвого леса народ обычно путается с выбором правильного пути и проскакивает в залив. В 22 часа крики позади нас - это Эдик после ухода в ложную протоку (заливчик) догнал наш арьегард. Собрались все вместе. Определили точку стояния. Характерные приметы - зона мертвого леса. Островок справа. В протоке просматривается справа высокий берег со следами пожара. К воде осыпь серых камней. Впереди высокий лесистый Берег (он на левом берегу залива). Влево уходит протока к водохранилищу. Эдик срочно взялся за поиск места для бивака. Начался базарчик, закончившийся тем, что встали на мысу. Некогда здесь была земля обетованная. Наиболее замечательная находка - железная кровать с панцирной сеткой. Далее горел костер, варилась еда и нас посетило умиротворение.

4 августа

    В 8-00 проснулся от предчувствия необычного. У берега стоял катер и наш народ упивался пивом и отоваривался сигаретами. Каждому свое на этом рынке жизни! Катер идет к Шляпе и там заберет ограниченный контингент туристов.
    В 13-00 стартуем и через полчаса - первый остров водохранилища. Азимут 120. Сзади маячит господствующая вершина - азимут 235.
    В 16-30 Мыс Маргариты (название написано на доске. Чем эта Маргарита улестила автора?). Ветрено и неуютно. Пасемся на морошке и чернике.
17 -22 Пошли через пролив.
18-42 Конец пролива. Ветер юговосточный - 100 градусов. Передохнули за мысом.
19-00 Пошли до мыса с отметкой уреза воды 72. На этот раз он подтоплен метра на 3 и смотрится не так как в 1997 году. Встали в 22-15.

5 августа

    Дневка. Выход в 13-20 на исследование проток от озер Аськиярви в водохранилище, баня. Ветер крепкий. Пасмурно. С мыса прошли между островами через мели и коряги, но почти сразу уперлись в устье протоки. С удивлением обнаружили на ней инженерное сооружение - бревенчатый лоток для лесосплава. Тропы заросли и поднимались к нижнему озеру по болотистой пойме. Выход протоки из озера тоже оборудован подпорной плотиной - регулировали сток для лесосплава. Сейчас проточка едва сочится. Пошли вдоль берега к верхнему озеру. Лучше идти по азимуту по бездорожью, но народу по душе намеки на тропы через джунгли у воды. Следы медведя и лося. Глушь. Потом открылись вырубки и под моросящим дождем открылось верхнее озеро Аськиярви.
    Проточка, по которой мы к нему поднимались была с крутым падением, но маловодна. Жаль, что такие уклоны не могут быть использованы для спортивного сплава. В лагерь вернулись в 20-00. Встречный ветер норовил сбросить катамараны в залив. Что-то будет завтра? Вот желанный берег. Баня, ужин и тосты исследователей дебрей. Молодежь предавалсь песнопению часов до 4.

6 августа

    Вроде ветродуй стих. Я настраиваю народ на суровую, изнурительную работу. Сегодня должны быть в Зареченске. Завтрак в 9-15, стартуем первыми в 11-00. Эдик и Паша тоже готовятся, остальные прохлаждаются, но все указания по порядку следования и безопасности даны. Ветер крепкий. Идем, укрываясь в тени мысов. В 13 - 15 отдыхаем под прикрытием мыса. Впереди берег без мысов, но зато два острова, способные создать защиту от ветра.
    В 12-00 прошел катер к Шляпе и наверняка наши его перехватят. Подозрительно, что катамаран Эдика что-то быстро пропал из глаз. Мы идем и подкачиваемся через 25 минут. В это время одна из дам выбывает из гребли и нас начинает разворачивать и сдувать назад. Получаем уникальный опыт хождения против ветра на водохранилище. Дамы -молодцы. Ни стона, ни упрека. Если бы не травили гондолы! А Юра Тутышкин слинял ...
    С 13-45 до 15-00 обедали на мысу. В лесу нашли сковородку, набрали грибов. Ягод и съели полбанки тушенки, как-то встретимся с основной группой. Груженый катер прошел на Зареченск. Я жег дымный костер из брошенных кроссовок, но на нас не отреагировали. Наших там явно не было. Пошли вперед. И сразу попали в аэродинамическую трубу - нас так и волокло в пасть залива. Шли "по пластунски". Вот уже и пересекли горловину залива, но у мыса были такие волны, как в пороге. Развернулись и спиной вперед выгребли из этой толчеи волн. Опасности переворота ни разу не чувствовал и потому нацеливал спутниц на очередную задачу. Вот впереди еще залив и у его горловины крошечный скальный островок. Под его прикрытием мы и отдохнем. Вот уже и островок... Майя начинает расстегивать куртку (значит перестала грести ) и нас начинает сдувать назад. Я молча сверлю ее взглядом, а она достает фотоаппарат и делает снимок. Один, а нас волтузят волны. Прицеливается еще один. Я молчу, но готов взорваться. Я насчитал четыре снимка, она же сделала 2. О Господи! Наконец, мы налегли втроем на весла и мучительно-медленно вошли в почти спокойную заводь острова-скалы с одним деревцем. И тут возник мираж катера. Я тупо воспринял его появление, но он целенаправленно пер к нашему острову. Догадка осенила меня и не напрасно. С палубы соскочил Паша с тесаком и стал резать вязки катамарана. Я остановил его и предложил сначала отвязать рюкзаки и передать их на борт, а потом забросить на корму и катамаран. Все было сделано по-пиратски оперативно и вот я на корме. Мы не сдались!
    Реут с Пашей после выхода из-за первого мыса посчитали невозможным идти и вернулись. Тут подоспел идущий к Шляпе катер и договорились о специальном рейсе для нашей группы. Когда пошли в Зареченск, то в бинокль обследовали побережье в надежде узреть наш катамаран. И вот когда увидели этот жалкий островок и нас возле него на фоне алчных волн - восприняли это как "Девятый вал " Айвазовского и устремились на помощь. К счастью ситуация не была столь драматичной, но идти против ветра ...
    Потом беседа с капитаном. Выяснили ситуацию, поговорили о жизни. Миновали берег Экспедиции (там располагались туристы) и причалили к Перевалке с намерением сразу же уехать. Здесь Сапожников Саша и Павел Колесов помогли разобрать катамаран. Я даже развесил гондолы на просушку. Рюкзак мой распухал - под шумок в него совали не только кухонную утварь, но и лопасти и мокрый тент и "баню", а потом еще и гондолы. О хо-хо! Между тем было подано четыре Москвича и их загружали нашим мокрым имуществом. Садились вчетвером в авто. В 22-30 кавалькада двинулась на Кандалакшу. Куда и прибыла без приключений в час ночи 7 августа. Как обычно мест в поездах предостаточно в любом поезде, а билеты в Москву почему-то дешевле.
    Посадка на поезд проходила суматошно - сошлись два поезда и пришлось рысить вдоль состава. Рюкзаки с катамаранами забрасывали в открытые двери вагонов, а потом собирали все добро "до кучи".

8 августа

    Наш 181 поезд прибыл в Москву. Здесь встретили на автомашинах и часть груза отвезли на Савеловский вокзал, часть привезли электричкой от Каланчевки. И только в дубненской электричке перевели дух — теперь-то мы дома. По мобильнику связались с домочадцами и о предстоящей встрече. Конечная остановка - Большая Волга. Три машины доставили нас по домам, а общественное снаряжение в подвал турклуба на Московской, 4.
     Вот теперь - конец походу.

   оглавление  | справочные сведения  | идеология  | подъезды&отъезды  | график движения  | техописание  | опасности  | лоция  | достопримечательности  | доп. сведения  | смета расходов  | итоги  | картография  | дневник  | медобеспечение  | творчество

замечания и пожелания: turclub@df.ru