Карельский Башкаус. Лоция
Замечания
представляется целесообразным установить единую нумерацию препятствий, упоминаемых в лоции и дать названия порогам 2 - 3 к.т..
разведка препятствий должна быть обязательной, если возникнут свежие заломы или затычки в узостях каньонов, ибо это может привести к тяжелым авариям. Такие места в лоции полезно выделить особо!
тропа для обноса и стоянки на Карельском Башкаусе - на правом берегу реки.
при малых расходах суда, частично груженые, можно проводить на веревках при возникновении непроходов.
замечания по лоции М.Афанасенкова, принятой за основу, будут приводиться в тексте.
на Карельском Башкаусе есть мощные пороги водопадного типа, но водопадов, более 2,5 м, нет.
на маршруте можно регистрировать время, а по карте счислять пройденный путь и прогнозировать появление препятствий и мест, удобных для стоянок, руководствуясь лоцией.
N п/п |
Препятствие, название, к.т. |
Время от пред. |
Ориентир |
Описание |
Оценка Афанасенкова |
Замечание Злобина |
1 |
Перекат |
00-00 |
Виден с моста |
- |
- |
Ниже моста |
2 |
Порог 1 к.т. |
00-05 |
На выходе из Озерка. |
- |
По струе |
Проходить как перекат |
3 |
Перекат, 1 к.т. |
00-05 |
- |
- |
По струе |
- |
4 |
Каньон Короткий, 4 к.т. Разведать по правому берегу! |
00-05 |
Сужение русла, Скальные берега. |
2 ступени по 3 слива в каждой, между ступенями мелкая шивера.На ней возможна чалка и страховка. Заход под ЛБ, сужение, ниже прижим к ПБ. В/п слив, идти у ПБ |
Страховать перед входом во второй слив. В конце каньона есть стоянка на 2 -3 палатки. За каньоном разлив |
Каньон узнается по скалам под ПБ в конце разлива, чалиться к ПБ. Проход был только под левым берегом, через узость проталкивали. Уходили от прижима к ПБ, затем от стены ЛБ. Место на 10 палаток. |
5 |
Порог, 1 к.т. Правый. |
00-15 |
Выход из разлива перед мысом. |
Остров. Проход справа.Слева криво и мелко. Лучше не ходить. |
Выход из разлива - по правому берегу, малозаметен, на мысу - стоянка. |
Заход к острову перед мысом в разливе. На приголовке - залом. Шли левой протокой. |
6 |
Несложные шиверы. |
|
Идутся сходу. |
|
|
|
7 |
Порог 3 к.т. Каменистый. Разведать по л.б. |
00-15 |
Заметное падение с подково - образной гряды |
Подковообразный слив с гряды в чашу, набитую камнями, все криво и каменисто. Проводка под левым берегом. |
|
Открывается на правом повороте. Идется левее центра, проводка под левым береглм. Ниже разлив, стоянки |
8 |
Легкие шиверы |
|
|
|
|
Идти сходу |
9 |
Порог 1 к.т. Островной Разведка по п.б. |
00-20 |
Шивера уходит вправо резко вправо, остров-скала. Справа каме - нистая отмель. |
Камень-остров. Слева водопад до 1.5 м, слив узкий, с камнями-зубьями. Справа -шивера. |
После просмотра идется без проб-лем. |
Порог открывается внезапно, навал на остров силен и в в/п может заклинить. Это не 1 к.т. при Любой воде! |
10 |
Шивера |
|
Высокий п.б. |
На левом повороте |
Шли сходу |
Идти как перекат. |
11 |
Шивера |
|
За мысом |
На правом повороте |
Шли сходу |
Идти как перекат. Пристать к ПБ. |
12 |
Порог 3 к.т. Прыжок. Разведать по п.б. |
00-15 |
Берега скальные, на скалах п.б. залом на высоте 2 м |
Заход в камнях под Л.б. Многие садятся на обливняк и проти- скиваются в узость. |
Каменистый слив водопадного типа до 1,5м. Проходим, но неприятен, торчат камни. |
Его к.т. сравнима с Островным. Шли без груза. Перепад в сливе Как в Островном. |
13 |
Порог 5 к.с. Щечки, разведка по п.б. |
00-10 |
Мощная шивера на правом повороте, прижим к л.б. и вход в щель. |
На шивере сидели все мелко, струя неявная. Заход в щель резким разворотом |
Чалка перед щелью ювелирна ... разумно идти порог гружеными. Он не так страшен, как кажется, а плес за ним достаточен для любых спасработ. |
Мы шли шиверу и щель сходу, с грузом. Некоторые каты застревали в узости до 20 минут! Сливы в щели с габаритными бойцами и довольно мощны. |
14 |
Порог 6 к.т. Кавказский Разведка по п.б. |
00-05 |
Виден от Щечек |
Каскад из 5 водопад- ных сливов с бочками и прижимами среди острых камней. Крутое падение, Непроходы. |
Почти 200 м каскад мощных сливов с бочками, прижимами, заканчивающихся сливом, бьющим в зуб. Успешно проходится разгруженными катамаранами. |
Около 20 судов не проходили все 5 ступеней Кавказского, даже каяки. Есть сомнение в сквозном прохождении этого порога при малой воде. Это крепкий орешек! |
15 |
Порог 4 к.т. Горка. Разведка по п.б. |
00-00 |
Сразу за пятым сливом порога Кавказский. |
|
Мощный 3 м слив водоскат с прижимом к бому п.б. на выходе мощная каменистая выходная шивера. Есть возможность частично провести "слабые" суда под л.б. и идти только шиверу. |
Мы шли Кавказский целый день. Видели прохождение многих. Горку-то мы прошли по разному - на катамаранах и каноэ. Часть судов провели. |
Анализ лоции М.Афанасенкова
1. Условное время прохождения Карельского Башкауса от моста до Пюхеярви - 865 минут.
2. Время прохождения между препятствиями, требующими разведки, - 90 минут.
3. Условное время разведки и прохождения с видеосъемкой - 765 минут.
4. Время прохождения между препятствиями на реке составляет около - 10%
5. Что же это за система категорирования, когда пороги 2 - 3 к.т. надо разведывать?
6. Некоторые пороги могут сравниваться с Саянскими и Алтайскими "пятерками", но из - за малого расхода они не столь эффектны. Расход нестабилен, а большая вода может утопить водопадные сливы, образуя мощные бочки.
7. Тенденция занижать категорию трудности порогов в Карелии подрывает основы безопасности на водных маршрутах. Ныне Московская МКК дает разрешение на прохождение мощных и опасных порогов туристам с опытом прохождения порогов 2 -3 к.т. в Европейской части России.
8. Порог Кавказский и Горка - это единый каскад препятствий, состоящий из 7 сливов. Если свести 7 сливов в один порог - это препятствие 6 к.т, но их можно разделить на 3 самостоятельных порога, что нелогично. В случае аварии велика вероятность, что поток может протащить туристов через все сливы. В основу классификации препятствий положено представление об опасности для жизни в аварийных условиях, цена риска для жизни!
9. Было бы замечательно провести на этой речке соревнование высокого ранга, например Чемпионат России и объективно оценить их категорию трудности, а заодно, и всего маршрута.
|