ОИЯИ
отчеты
фотографии
лоции
дневники
участники
ссылки
новости
объявления
история
реклама
 

Экстремальный портал VVV.RU
 

Карельский Башкаус. Лоция

Замечания

  • представляется целесообразным установить единую нумерацию препятствий, упоминаемых в лоции и дать названия порогам 2 - 3 к.т..

  • разведка препятствий должна быть обязательной, если возникнут свежие заломы или затычки в узостях каньонов, ибо это может привести к тяжелым авариям. Такие места в лоции полезно выделить особо!

  • тропа для обноса и стоянки на Карельском Башкаусе - на правом берегу реки.

  • при малых расходах суда, частично груженые, можно проводить на веревках при возникновении непроходов.

  • замечания по лоции М.Афанасенкова, принятой за основу, будут приводиться в тексте.

  • на Карельском Башкаусе есть мощные пороги водопадного типа, но водопадов, более 2,5 м, нет.

  • на маршруте можно регистрировать время, а по карте счислять пройденный путь и прогнозировать появление препятствий и мест, удобных для стоянок, руководствуясь лоцией.

N п/п Препятствие, название, к.т. Время от пред. Ориентир Описание Оценка Афанасенкова Замечание Злобина
1 Перекат 00-00 Виден с моста - - Ниже моста
2 Порог 1 к.т. 00-05 На выходе из Озерка. - По струе Проходить как перекат
3 Перекат, 1 к.т. 00-05 - - По струе -
4 Каньон Короткий, 4 к.т. Разведать по правому берегу! 00-05 Сужение русла, Скальные берега. 2 ступени по 3 слива в каждой, между ступенями мелкая шивера.На ней возможна чалка и страховка. Заход под ЛБ, сужение, ниже прижим к ПБ. В/п слив, идти у ПБ Страховать перед входом во второй слив. В конце каньона есть стоянка на 2 -3 палатки. За каньоном разлив Каньон узнается по скалам под ПБ в конце разлива, чалиться к ПБ. Проход был только под левым берегом, через узость проталкивали. Уходили от прижима к ПБ, затем от стены ЛБ. Место на 10 палаток.
5 Порог, 1 к.т. Правый. 00-15 Выход из разлива перед мысом. Остров. Проход справа.Слева криво и мелко. Лучше не ходить. Выход из разлива - по правому берегу, малозаметен, на мысу - стоянка. Заход к острову перед мысом в разливе. На приголовке - залом. Шли левой протокой.
6 Несложные шиверы.   Идутся сходу.      
7 Порог 3 к.т. Каменистый. Разведать по л.б. 00-15 Заметное падение с подково - образной гряды Подковообразный слив с гряды в чашу, набитую камнями, все криво и каменисто. Проводка под левым берегом.   Открывается на правом повороте. Идется левее центра, проводка под левым береглм. Ниже разлив, стоянки
8 Легкие шиверы         Идти сходу
9 Порог 1 к.т. Островной Разведка по п.б. 00-20 Шивера уходит вправо резко вправо, остров-скала. Справа каме - нистая отмель. Камень-остров. Слева водопад до 1.5 м, слив узкий, с камнями-зубьями. Справа -шивера. После просмотра идется без проб-лем. Порог открывается внезапно, навал на остров силен и в в/п может заклинить. Это не 1 к.т. при Любой воде!
10 Шивера   Высокий п.б. На левом повороте Шли сходу Идти как перекат.
11 Шивера   За мысом На правом повороте Шли сходу Идти как перекат. Пристать к ПБ.
12 Порог 3 к.т. Прыжок. Разведать по п.б. 00-15 Берега скальные, на скалах п.б. залом на высоте 2 м Заход в камнях под Л.б. Многие садятся на обливняк и проти- скиваются в узость. Каменистый слив водопадного типа до 1,5м. Проходим, но неприятен, торчат камни. Его к.т. сравнима с Островным. Шли без груза. Перепад в сливе Как в Островном.
13 Порог 5 к.с. Щечки, разведка по п.б. 00-10 Мощная шивера на правом повороте, прижим к л.б. и вход в щель. На шивере сидели все — мелко, струя неявная. Заход в щель резким разворотом Чалка перед щелью ювелирна ... разумно идти порог гружеными. Он не так страшен, как кажется, а плес за ним достаточен для любых спасработ. Мы шли шиверу и щель сходу, с грузом. Некоторые каты застревали в узости до 20 минут! Сливы в щели с габаритными бойцами и довольно мощны.
14 Порог 6 к.т. Кавказский Разведка по п.б. 00-05 Виден от Щечек Каскад из 5 водопад- ных сливов с бочками и прижимами среди острых камней. Крутое падение, Непроходы. Почти 200 м каскад мощных сливов с бочками, прижимами, заканчивающихся сливом, бьющим в зуб. Успешно проходится разгруженными катамаранами. Около 20 судов не проходили все 5 ступеней Кавказского, даже каяки. Есть сомнение в сквозном прохождении этого порога при малой воде. Это крепкий орешек!
15 Порог 4 к.т. Горка. Разведка по п.б. 00-00 Сразу за пятым сливом порога Кавказский.   Мощный 3 м слив — водоскат с прижимом к бому п.б. на выходе мощная каменистая выходная шивера. Есть возможность частично провести "слабые" суда под л.б. и идти только шиверу. Мы шли Кавказский целый день. Видели прохождение многих. Горку-то мы прошли по разному - на катамаранах и каноэ. Часть судов провели.

Анализ лоции М.Афанасенкова

1. Условное время прохождения Карельского Башкауса от моста до Пюхеярви - 865 минут.
2. Время прохождения между препятствиями, требующими разведки, - 90 минут.
3. Условное время разведки и прохождения с видеосъемкой - 765 минут.
4. Время прохождения между препятствиями на реке составляет около - 10%
5. Что же это за система категорирования, когда пороги 2 - 3 к.т. надо разведывать?
6. Некоторые пороги могут сравниваться с Саянскими и Алтайскими "пятерками", но из - за малого расхода они не столь эффектны. Расход нестабилен, а большая вода может утопить водопадные сливы, образуя мощные бочки.
7. Тенденция занижать категорию трудности порогов в Карелии подрывает основы безопасности на водных маршрутах. Ныне Московская МКК дает разрешение на прохождение мощных и опасных порогов туристам с опытом прохождения порогов 2 -3 к.т. в Европейской части России.
8. Порог Кавказский и Горка - это единый каскад препятствий, состоящий из 7 сливов. Если свести 7 сливов в один порог - это препятствие 6 к.т, но их можно разделить на 3 самостоятельных порога, что нелогично. В случае аварии велика вероятность, что поток может протащить туристов через все сливы. В основу классификации препятствий положено представление об опасности для жизни в аварийных условиях, цена риска для жизни!
9. Было бы замечательно провести на этой речке соревнование высокого ранга, например Чемпионат России и объективно оценить их категорию трудности, а заодно, и всего маршрута.

   оглавление  | справочные сведения  | идеология  | подъезды&отъезды  | график движения  | техописание  | опасности  | лоция  | достопримечательности  | доп. сведения  | смета расходов  | итоги  | картография  | дневник  | медобеспечение  | творчество

замечания и пожелания: turclub@df.ru