ОИЯИ
отчеты
фотографии
лоции
дневники
участники
ссылки
новости
объявления
история
реклама
 

Экстремальный портал VVV.RU
 

препятствия на маршруте

Препятствия особо опасные

    Особенность маршрута такова, что с маршрута, практически, нельзя сойти. Вот поэтому группы с 2 - 3 опытными туристами вынуждены делать либо обносы, либо уповать на активных гонщиков без надежной страховки. Туристы быстро адаптируются к реке, к прохождению препятствий и чувству опасности. Прежде чем стартовать на "Карельский Башкаус" надо взвесить все "за" и "против". Именно поэтому комплектуются группы из 8 - 12 судов с таким расчетом, что 3 - 4 судна проходят "Карельский Башкаус", а остальные их встречают на Пюхяярви.
    1. Каньон "Короткий" - пролог предстоящим порогам. По высокой и средней воде проходится как под правым, так и под левым берегами. При низкой воде - только под левым берегом, протискиваясь среди открывшихся камней. Здесь полезно помочь протолкнуть судно, ибо в водопадном сливе надо успеть уйти от камня в струе, от прижима к правому, а потом к стене левого берега.
    2. Порог "Каменистый" с явновыраженным уклоном и бурными сливами водопадного типа через камни. С наплыва не просматривается и разведать его полезно. Можно провести суда под левым берегом.
    3. Порог "Островной" опасен острыми камнями в водопадном сливе, открывающимися при низкой воде. Возможны повреждения гондол, надо уходить в правую протоку.
    4. Порог "Прыжок" может быть опасным при высокой воде, когда откроются проходы под правым берегом и по центру. При низкой воде заход под левым берегом с протискиванием через обливные камни и прохождением водоската.
    5. Шивера перед "Щечками" при низкой воде не имеет очевидного прохода для судов. Посадка на обливные камни воспринимается как неизбежное. Не спешите сразу сниматься с камня - выберите оптимальную линию движения для входа в "Щечки". Здесь и прижим и прохождение косых ворот и слив к щели скальных берегов.
    6. Порог "Кавказский" и "Горка" - это 7 энергичных сливов водопадного типа через скальные гряды. Это хороший шестерочный порог при любой воде - украшение маршрута. При низкой воде для катамаранов не осталось проходов и некоторые ступени обносили. Лодки смогли протиснуться.
    7. На Кутсайоки больше простора, но при малой воде есть только один вариант прохождения "Сомнительного", "Муравья", "Оба-На" и "Тесного". Наиболее впечатляющий порог - "Оба-На". Он красив и поражает воображение. Он проходим по большой и низкой воде, но цена ошибки столь высока, что многие предпрочитают его обнести.
    8. "Ступенька","Водопадный", "Карниз" и "Шляпа" при любой воде имеют несколько вариантов прохождения. При высокой воде образуются бочки весьма опасные.
    Понятие "опасно" учитывает как набор технических приемов для преодоления препятствия, так и обстоятельства, которые возникают при аварийной ситуации ( оверкиль, человек за бортом и пр.). На широкой реке береговая страховка становится малоэффективной, следовательно, экипаж-лидер должен иметь максимальный запас надежности.

потенциально опасные препятствия

     Отчет М.А.Афанасенкова (http://www.afanas.ru), характеризует маршрут при почти средней воде. Мы шли при воде на 30 - 40 см ниже и это существенно повлияло на характер препятствий и динамику потока. Именно поэтому в отчете будут приведены фото препятствий, пройденных в разные годы и по разной воде.
     По состоянию на 23 августа 2001 года расход в Карельском Башкаусе мы оценили в 8 кубометров/сек, длина реки от моста до устья — около 11,5 км при перепаде высот около 90 м.
    Для заброски из Кандалакши до моста у Юрхямяярви на автобусе ПАЗ потребовалось 3 часа 40 минут и еще почти час - до Карельского Башкауса. Здесь, в радиусе до 200 м от моста - следы многочисленных стоянок (палаток на 60) на обоих берегах. Строительный материал для сборки деревянных каркасов еще можно найти - береза, ель, осину еще не берут. Сухих дров мало, не лишне запастись ими перед мостом. Об уровне воды можно судить по расстоянию от воды до верхней отмывки на скалах у моста или на его опорах. Все сказанное позволяет при начале сплава оценить расход, прогнозировать характер предстоящих препятствий и опасность в случае аварии.
    Препятствия на этом участке маршрута типично карельские (водопадного типа пороги и плесы), расположеные в разломах коренных пород. Борта V образной речной долины местами образуют каньоны (наиболее впечатляющий в пороге Щечки). Узкие проходы в каньонах шириной до 2 м осложняются негабаритными камнями в потоке при низкой воде и водопадными сливами. Ширина проходов и перепад в водопадах изменяются в зависимости от расхода. Поскольку здесь не замечена сейсмическая активность, то нет свежих обвалов и камнепадов, которые могут изменить топологию порогов. Это позволяет утверждать, что характер препятствий, их категория трудности зависят, в основном, от расхода.

Рекомендация относительно средств сплава :

  • порог Щечки - калибр по ширине 1,8 м. Что шире - задаст проблемы.

  • Лодки "Егерь" и "Скаут" — идеальные суда для этого участка, да и всего маршрута. Каркасные и каркасно-надувные средства практически неприменимы.

  • катамараны двойки идут без проблем, а с четверками - нудные обносы.

  • каяки хороши для владеющих техникой водного туризма, иначе - обносы.

Подготовленные туристские группы должны быть готовы проходить все шиверы сходу, с грузом. При низкой воде возможны посадки на обливные камни. Известен случай, когда в пороге "Сомнительный" металлический каркас К-2 зацепился за обливной камень.
    У нас было 14 разнотипных судов разных конструкций. Можно было сравнивать их достоинства и недостатки в зависимости от диаметра гондол, их раскроя и длины. Возникла идея унификации размеров деталей каркаса, рюкзаков, бивачного снаряжения, позволяющая рационально загружать суда с учетом прохождения планируемых препятствий.

   оглавление  | справочные сведения  | идеология  | подъезды&отъезды  | график движения  | техописание  | опасности  | лоция  | достопримечательности  | доп. сведения  | смета расходов  | итоги  | картография  | дневник  | медобеспечение  | творчество

замечания и пожелания: turclub@df.ru