ОИЯИ
отчеты
фотографии
лоции
дневники
участники
ссылки
новости
объявления
история
реклама
 

Экстремальный портал VVV.RU
 

Техническое описание маршрута

    Поход дубненских и московских туристов по рекам Лобка, Канда, Каоельский Башкаус – Кутсайоки – Тумча – Иовское водохранилище с исследованием проток между озерами Верхнее и Нижнее Аськиярви совершен с 19 июля по 8 августа 2001 года.
    Организационно это путешествие проводилось как научно-спортивная экспедиция Дома ученых Объединенного института ядерных исследований, состоящая из 4 спортивных групп, с участием 34 человек на 14 средствах сплава.
    Ядро экспедиции - группа А.Д.Злобина, которая состояла из москвичей и дубненцев, сотрудничающих более 15 лет на спортивных туристских маршрутах. Предполагалась, что группы в автономном режиме пройдут реки: Лобка, Рябина, Канда и после сбора в установленном месте переместятся на озеро Пюхяярви и Карельский Башкаус. После встречи в устье Карельского Башкауса вся экспедиция проходила маршрут, взаимодействия с целью обеспечения безопасности на ключевых препятствиях.
    Намереваясь «поймать воду» экспедиция стартовала на неделю раньше оптимального по погодным условиям времени, которое было выверено в предыдущие пять лет. Оказалось, что Рябина и Лобка, имеющие уклоны свыше 7 м/км, в это время не пригодны для сплава из-за маловодности, а Канда была пройдена от автодорожного моста (шоссе на Алакуртти) до разрушенного автомобильного моста при впадении Лобки. На этом участке отмечены три порога, Падун 3 – 4 категории трудности, а два другие оказались простыми перекатами. Судя по отметкам на опорах мостов и заломам вода была на этих реках на 40 – 60 см ниже среднего уровня. Следов пребывания туристских групп на этих реках мы не обнаружили. Это подтвердили местные сборщики морошки. Реки могут представлять интерес для байдарочников при высокой воде (в мае – июне). Река Канда, по сведениям лыжников, в верховьях имеет глубокие каньоны, а в них могут быть водопады, что представляет спортивный интерес.
    Карельский Башкаус - место паломничества водников самого разного уровня подготовки и спортивного мастерства. Вода ниже средней на 30 см, а заломы висят на высоте 1,2 м, в узостях отмывка на скалах на высоте 2,5 м. Идеальное судно для сплава – надувные байдарки или каноэ (у нас были «Скаут» и "Егерь"), двухместные катамараны с шириной 1,8 м. В «Щечках» все, что было шире, застревало и создавалась нештатная ситуация. При высокой воде возникнет реальная опасность из-за возникновения завалов и заломов. Пороги с большими перепадами высот в водопадных сливах либо проходятся с нижней страховкой, либо обносятся. Даже не все каякеры решались проходить мощные пороги. За счет взаимодействия групп мы всегда могли поставить на нижнюю страховку катамаран или лодку. Страховка с берега малоэффективна в каньонах, у бомов, особенно в случае травмы пострадавшего.
    Над порогами есть набитая тропа и обозначены места стоянок. При необходимости места для стоянок можно найти – это не то, что при восхождении альпинистов. Проблем с дровами нет. Следов пожаров не замечено. Знающие дело рыбаки рыбачат успешно.
    Категория трудности локальных препятствий существенно зависит от уровня воды. При низкой воде часть препятствий надо или обносить или через них делать проводку. При средней воде судовой ход усложняется (открываются камни в узких проходах), а поток достаточно мощен и опасен. При высокой воде водопадные сливы выполаживаются, открываются новые проходы, но бочки становятся мощнее. Возникают уловы и котлы, из которых непросто вырваться (Сомнительный, БСТ, Оба-На, Шляпа).

    Ветеранская группа проходила Кутсайоки в 1997 году и представила впервые подробный отчет в Московский городской клуб туристов. На этот раз вода была ниже сантиметров на 20, что сопровождалось значительным изменением динамики потока в порогах. В 1997 году первую ступень порога «Сомнительный» мы не проходили – катамараны провели на веревках. На этот раз на четырехместном катамаране мы вдвоем прошли его чисто, но катамараны двойки, имеющие в белой воде большую осадку, с трудом пробивались через водовороты уловов и суводи. Вырваться удавалось с 4 или 5 попытки. Даже при наборе скорости не всем удавалось чисто пройти – сказывались достоинства и недостатки форм гондол и конструкции катамаранов и, конечно, понимание экипажами динамики потока.
    Прохождение порога «Муравей» проходило при более высокой, чем в 1997 году, воде ( шел дождь). Вход упростился (расширился), возникли бочки.
    БСТ проходили разными вариантами и без проблем.
     Порог "Обо-На" прошли только на "Скауте". Остальные суда обнесли по правому берегу, хотя и по левому есть весьма неплохой путь для обноса, о чем некоторые знатоки этого маршрута не знают. Кстати, с левого берега мы сделали полезную разведку порога. Вода была ниже, чем в 1997 году. При подходе к порогу на наших глазах каякер прошил один из двух пульсирующих "петухов", промчался стрелой и на выходе из порога, в бочке, перевернулся. На катамаране шансов на чистое прохождение не было, а вот на "Скауте" Злобин А.Д. и Сапожников А.П. прошли "Оба-На" весьма удачно, даже пробили бочку без оверкиля.
    Порог «Тесный» был маловоден. Прошли двумя экипажами на "Скауте" и "Егере". Разминка на Карельском Башкаусе позволила более четко пройти пороги «Ступенька», «Водопадный», хотя на мелководных шиверах тоже изрядно поработали. Пороги на Тумче проходили с грузом.
    Уровень Иовского водохранилища поднят метра на 3 и теперь от порога «Шляпа» до Зареченчка ходят катера (три часа в пути).
    Мы высчитали по карте крутопадающие протоки между озерами Верхнее и Нижнее Аськиярви, надеясь обнаружить водопады и пороги, но на этот раз не повезло – при 100 м перепада протоки мелководны и непригодны для сплава даже по высокой воде. Троп нет. Места глухие. Есть признаки обитания медведей и крупных животных.
    На водохранилище пробивались при крепком встречном ветре. Это изматывает, но и многому учит. Считаем это благим приобретением в наш туристский опыт.
    Пороги на Иове затоплены, так как нарастили плотину ниже Зареченска.

   оглавление  | справочные сведения  | идеология  | подъезды&отъезды  | график движения  | техописание  | опасности  | лоция  | достопримечательности  | доп. сведения  | смета расходов  | итоги  | картография  | дневник  | медобеспечение  | творчество

замечания и пожелания: turclub@df.ru