Около 20 лет назад водная комиссия Центрального Совета по
туриизму и экскурсиям вела учет туристских групп, анализировала
туристские потоки, скурпулезно расследовала несчастные случаи, а
выводы и рекомендаци обобщались. Как напоминает Президент
Туристскоспортивного Союза России И.Е. Востоков раз в 11 лет, а это
цикл солнечной активности, туристской общественности делали выволочку
за увеличение несчастных случаев.
В ту пору на маршруты 5-6 категории сложности выпускали до
350 групп. Несчастные случаи происходили, в основном, в межсезонье на
маршрутах 2-3 категории сложности. Гибли руководители, спасая
подопечных, девушки. Считалось, что в 4 из ста групп возникают
аварийные ситуации, и 1 водник из 10000 гибнет. В других видах туризма
эти цифры страшнее, не говоря о других видах спорта. Это иллюстрация
понятия "от статистики не уйти". Именно поэтому каждый участник
похода и руководитель, особенно, должны знать о вероятности ЧП с
гибелью или травмой участников и принимать соответствующие меры.
На Всесоюзных семинарах нас учили
тактике и стратегии планирования похода на основе анализа
продольного графика уклонов на пешей и водной части маршрута.
Акклиматизация, пешка со стартовым грузом через перевалы, вхождение в
физическую форму после переезда по железной дороге, питание - все
должно увязываться в единый алгоритм действий и учитываться при
составлении графика движения.
комплектованию групп с учетом социальной психологии,
туристского опыта, физической подготовки и состояния здоровья.
выбирать суда для сплава, оборудовать их для самостраховки и
ведения спасательных работ, для повышения живучести судна при авариях.
не экономить на общественном и личном снаряжении в ущерб
безопасности, обеспечения нормального сна и отдыха в штатных условиях.
работать с картами, схемами и лоциями, самим сотавлять
описание маршрута при первопрохождении. Современные, доступные
туристам, топографические карты, дают для этого все необходимое. На них
в Заполярье уже нанесены места препятствий, по изолиниям можно
"вычислить" каньоны и пороги.
планировать режим движения при световом дне так, чтобы в
конце дня подойти к серьезному препятствию, встать засветло на стоянку
и провести разведку. Известно, что несчастные случаи происходят в конце
дня, в условиях ухудшения видимости, с голодными, уставшими и
замерзающими туристами.
индивидуальный защитно-спасательный комплект как бы ни был
хорош - не повод для непременного прохождения препятствия. Человек за
бортом - вероятность покойника. Некоторые авторы это особо отмечают
как доблесть.
организация похода, финансирование, упаковка продуктов
суточной раскладки и хранение их у дежурных - залог уверенности,
спокойствия и радости от путешествия.
иметь аптечку с набором необходимого для оказания первой
помощи и человека, способного толково распорядиться этим добром.
Эти истины мы старались соблюдать.
Что было на Кутсайоки
Катамараны самоделки. Дубненский имел 3 секционные гондолы с
перепускными клапанами и клапанами для подкачки. Диаметр гондолы из
ткани АЗТ - 80 см. Оболочка диаметром 60 см, длиной 5 м, с подрезкой
на корме и носу, с карманами для помещения элементов конструкции
каркаса. Каркас вязали резиновыми лентами, вырезанными из автокамер
МАЗ. Именно они выдержали удар в Оба-На и не порвались.
Московский катамаран был на однокамерных гондолах, помещенных
в цилиндрические оболочки. Каркас вязался паращютной стропой с
закрутками.
Самостраховка дубненцев на корме беспечивалась коленными
упорами из дюралевых накладок, закрепленных к каркасу стропой. Носовые
гребцы довольствались тем, что закрепляли ноги в щели между двумя
специально закреплеными деталями каркаса. С бортов эта щель не
замыкалась. Поэтому в Оба-На правый носовой гребец вылетел за борт.
Москвичи устанавливали коленные упоры только при прохождении
сложных препятствий. В штатных условиях сидели на рюкзаках, страхуясь
за каркас.
На катамаранах были морковки, кормовые и носовые чалки,
рюкзаки использовались для сидений, а грузовые крепились в центре
каркаса.
Все серьезные препятствия экипажи проходили в спасжилетах и
касках.
Лоция Кутсайоки достоверна. Проблем с идентификацией порогов
и мест чалки не было. По низкой воде все именные пороги заслуживают
разведки и обноса рюкзаков.
Веревки и парашютная стропа пригодились для проводки судов в
порогах Сомнительный и Тесный, при обносе водопада Маманя.
Аптечка в руках Лены Грановской исцелила травмы Тутышкина
Ю.В. и Любимцева А.А. к концу похода. Стресс после Оба-На начался у
них в форме лихорадки через 7 часов, а точнее, после ужина. Такая
реакция мной была отмечена впервые за 35 летнюю туристскую практику.
Питание на маршруте было бесхитростным, но калорийным.
Энергетический баланс поддерживался усилиями Алексея Никитского и
рыболовов.