Дневник похода

Путь на Кутсайоки

Идея сплава по Кутсайоки была высказана Реутом Э.Ф. после похождения Тумчи в 1996 году. Команда, обозначившаяся по началу, обрастала разными людьми, но за месяц до от"езда стало ясно, что моторный Пороховой С.Ю. и Б.Ф.Ануфриев, хороший человек и неутомимый певец, отпадают. Безразмерный список сократился до десяти. За две недели мы в Дубне взяли билеты в 12 вагон 182 поезда, москвичи после этого купили билеты в 14 вагон.

При солнечной погоде 26 июля мы благополучно погрузились в вагон и даже стали обладателями двух купе. Это позволило не только кормить народ по мере готовности кипятка, но и проводить проработку лоции с неизбежными дискуссиями.

В Кандалакше, согласно посланной из Дубны телеграммы, нас должен ожидать автобус. Там же нам надлежало сделать закупки хлеба на 7 дней и разные мелочи. По пути длительные стоянки поезда приходились на неудобное время. Зато в Петрозаводске можно было провести днем почти 40 минут и купить то, чего требовалось для похода.

Поезд в Кандалакшу приходит с опозданием. При пасмурной погоде в 7-00 мы выгружались на платформу. Нас не ждали. Разведка на вокзальной площади донесла:

Решили:

Диспетчер предложил нам до Алакуртти автобус ЛАЗ за 1,5 млн. руб. В момент принятия решения позвонили с вокзала наши и сказали, что есть грузовик, который за 800 тыс. руб. везет нас и туристов из г.Обнинска. За нами должны под"ехать к автоколонне. Ожидание под дождичком затянулось минут на 20.

Возникла организационная канитель, в итоге которой я водворился в высокобортный тентованный ГАЗ на вокзале. Народ уплотнился и мне нашлось местечко. Длинномерные туристы страдали в скрюченных позах. В кабине сидели дети 2 и 5 лет, семилетний был вместе с нами. Да, молодеет турист на сложных маршрутах! Руководитель обнинцев, Саша Феофанов, был на Всесоюзных сборах на Темнике в 1979г., так что было что вспомнить.

Перед Алакуртти КПП. Пограничники проверяют паспорта и регистрируют в"езжающих в журнале. Подкатил наш ГАЗ и автобус. Проверка заняла минут 40. Дело ускорялось, когда группы пред"являли списки с указаниями паспортных данных и прописки. Других же переписывали в журнал. Иметь такие списки в 3-4 экземплярах полезно. Потом в Зареченске пограничники проверяют выезжающих с маршрута.

Алакуртти - военная база, которая посещается ныне россиянами по пред"явлении паспорта. После КПП просматриваются распадки с ВПП и рядами вертолетов и самолетов, бронетехники. Увиденное внушает и дает пищу для размышлений.

Железнодорожная станция есть, но для пассажирского сообщения не используется. Военный городок обустроен. Функционирует госпиталь, где помогают и туристам. В городке есть все атрибуты Советской Армии, правда наглядная агитация в упадке.

Есть автодорожный мост, закрытый для движения, расположенный выше острова, в правой протоке которого порог Первенец. Ниже острова - пешеходный мост и еще ниже - добротный автодорожный мост. Шоссе от него идет к финской границе, где в 1999г. говится пограничный переход. С его открытием многое изменится в этом крае.

При моросящем дожде мы обежали КПП четырех воинских частей и собрали информацию о вариантах заброски на Кутсайоки. Возник только один возможный вариант от"езда в 20-00.

Информация, полученная в магазинах обнадежила. Содержательница пивбара имеет автомашину. Некто Юра, владелец ГТС, готов отвести, но может и его друг, возвращение которого ждут вот-вот. Упоминался Миша, который в наше отсутствия под"езжал и предлагал отвезти на Голубые озера.

После обеда и мозгового штурма решено было обежать всех владельцев и выехать сегодня. Это позволило нам познакомиться с городком и его обитателями, заполучить телефоны и адреса с видами на будущее и поймать Мишу на ЗИЛ-130. Из недр его фургона мы выгрузили запасы тюфяков и разного добра, которого хватило бы для комфортного обслуживания десятка рыбаков или охотников. В углу фургона устроена печка для копчения рыбы ...

Миша, отставной офицер, молодой и энергичный нам понравился и за 350 тыс. руб. он согласился забросить нас в исток реки Кутсайоки. Расстояние около 60 км. Ходовое время он посчитал за 4 часа. В 22-12 мы выехали и по приличной, без асфальта, дороге помчали по долинам и по взгорьям. Паводок сорвал три моста. Первый, перед Вуоярви, был восстановлен, т.к. в Вуоярви дачи очень важных персон. Второй мост, на полноводном ручье, переехали вброд, а третий - по маловодному броду. Надо заметить, что июль выдался засушливым и вода стояла очень низкой. Конечно, из Кандалакши заброситься ЛАЗом можно было вполне.

По пути дорогу перебежал заяц, слетела с дороги глухарка - есть еще живность при военных. Дороговизна горючего спасает ее от мастеров прицельного огня.

Миша изложил свой взгляд на жизнь и на поиски своего места. Представляет он его в виде туристского бюро, обслуживаюшего туристов в этом регионе. Места он знает хорошо. Заметил, что некоторые извозчики забрасывают туристов в такие истоки Кутсайоки, что они, бедолаги, еле оттуда выбираются.

Он имеет связи и с военным и гражданским руководством, которые готовы поддержать его начинания, но не намерены рисковать.

Мы перехали мосточек в намерении найти удобное место для стоянки. Пришлось вернуться и расположиться на обширной поляне, которую украшал телефонный столб. Рядом разместились калининградцы. У моста - еще одна группа. Я назвал это место площадью Акванавтов. При интенсивном посещении здесь через пару лет уже палки не сыщешь, а ныне есть и дрова, а за километр найдешь и жерди для катамарана.

Предусмотрительные могут заготовить стройматериалы по дороге и прихватить топлива, но скоро придется пользоваться примусом и металлическим каркасом для судов.

Наше имущество уже выгрузили, а мы все не могли закончить разговор. Волновались три его воспитанника, которых он берет с собой в поездки для изучения района. В городке им заняться нечем, кроме сомнительных развлечений, а тут готовятся к серьезному делу.

Время в пути - 1,5 часа., на спидометре 60 км. Миша был огорчен неточным прогнозом.

Стапель

29 июля с 9-30 начали собирать два катамарана. Дубненский был образца 1985 года. Баллон состоял из трехсекционного вкладыша из ткани АЗТ и оболочки из мелиоративной ткани. Баллон в собранном виде имел длину 5 метров, подрезан по носу и корме, водоизмнщение около 2 тонн, по килю проклеен многослойной резиной с тканью.

Размер рамы - 2х4 м. Вяжется резиновыми лентами, нарезанными из автомобильных камер. Ленты, шириной 3 см нужно резать без надрезов по краям, чтобы они не рвались при затяжке.Катамаран мог быть 4 и 6 местным.

Весла делали из дюралевых пластин 30х40 см и древка, заготовленного и просушенного до похода.Длина древка в рост гребцы. При закреплении лопасти оно выпускается на 5-8 см, чтобы не гнулось в камнях.

Кормовые гребцы укрепили коленные упоры из дюралевых полос, приявязываемых к раме стропой. Носовы гребцы посчитали достаточным сидеть на рюкзаках, самострахуясь с помощью двух поперечин, образующих щель для фиксации носка ноги. Для надежной фиксации необходимо наложить вязки, т.е. сделать окна по ширине обуви.

Катамаран москвичей имел большее водоизмещение, вкладыш односекционный. Сборка велась на вязках из парашютной стропы с закруткой. Он имел меньшую осадку, был более жестким, но из-за отсутствия подрезки на носу и корме, был тяжелее в управлении.

К 14-00 катамараны были готовы. После обеда была проведена ревизия продуктов, транспортные картонные ящики из-под бананов были вскрыты, и продукты упакованные в полиэтиленовые бутылки и разные мешки, розданы дежурным.

В 19-20 катамараны были загружены и начался сплав.

Сплав

Сплав по ручью до озера не представляет интереса. Ширина его 6-8 метров, глубина около 30 см. По заболоченной долине он делает 13 меандров, есть три острова, встречаются мелкие перекаты, коряги. Ходового времени 1 час. Приходилось проводить по мелководью.

Озеро с крутыми, поросшими лесом берегами было тихим. До первого сужения удобных мест для стоянки не просматривалось, но при необходимости найти можно. Рыболовы от созерцания открывшейся красоты заволновались, почуя рыбу. Когда же они увидели на мысу слева стоянку и рыбака, вылавливающего рыбу, они стали роптать и требовать выбора места. С нескольких попыток решились встать на мысу по правому берегу. Итак, по воде шли 2-30.

30 июля стартовали в 14-10. Обедали и рыбачили при впадении в озеро "Карельского Башкауса". Сделали ближнюю разведку и утешились. При нашей воде и наших катамаранах там делать нечего. Красиво, падение большое, мало воды и узкие проходы. Рыбалка здесь продуктивная. Провели 2 часа. Накрапывает дождь. Настигают нас сразу три группы.

На озере насчитали четыре сужения и, похоже, они образуют озера с финскими названиями, а в народе они называются Голубыми.

В 17-02, после дождика, пошли к Сомнительному. Прошли два порожка сходу, потренировались на быстротоке в управлении катамараном. Через 23 минуты, в 17-25 увидели знак на левом берегу и зачалились. Три ступени порога начинаются энергичным падением. Обнос муторный - природа нагромоздила острые каменные завалы и микроканьоны. Рюкзаки обнесли, через первую ступень катамараны провели на веревках, потом перегнали к рюкзакам.

Порог прошли два катамарана двойки без разведки.

С 19-52 по 21-13 шли до порога Муравей. На левом повороте остров не просматривается. Правая протока почти без воды. Чалимся к левому берегу. Обносим рюкзаки. На входе замерили проход веслом - 2 метра. На выходе весь поток выпрыгивает из амбразуры порога. Прошли москвичи, а потом мы. На выходе носовые увлеклись и корма чиркнула по правобережной скале на выходе.

С 21-22 до 21-30 Идем к порогу БСТ. Название ни о чем не говорит. Порог красив и протяжен, требует маневрирования. Под левым берегом поток бьет в скалу, обтекая ее маловодной струей слева и мощной справа. В потоке из-под скалы торчит бревно.

Часть потока уходит через центр под правый берег и сливается через обливные камни.

За скалой, на берегу - каяк. По описанию это след трагедии. Погиб каякер из Рязани и КСС из С-Петербурга в записке просила ничего не трогать. Мы туда не заглядывали.

После разведки желание идти было высказано вяло. Лена сказала: "Если Вас интересует мнение врача, то я предлагаю проходить порог завтра, благо место для стоянки есть." Предложение одобрили.

Чистого ходового времени 3-30.

31 июля

11-35 - 12-00 Пройден БСТ двумя катамаранами. Москвичи прошли под левым берегом, миновав бревно на выходе. Мы прошли с маневром через центр и под правый берег. Поканителились на обливных камнях.

12-35 - 13-10 Подошли к Оба-На. Чалка к правому берегу. Обнос рюкзаков. Разведка.

14-10 Прохождение дубненцев. На носу слева Алексей Никитский, справа Юра Тутышкин, на корме слева Саша Любимцев, справа - Злобин Александр. На пороге мы одни. Внизу фотографы, страховка.

Замысел таков - разогнаться, на входе войти возле камня левого берега, идти на пульсирующие два "петуха", через бочку за ними, удерживаясь, далее, по потоку. Если невозможно работать передним гребцам в валах и бочка держаться за раму катамарана.

По серии снимков можно проследить как развивались события. Судно упустили к стенке и не сумели уйти от удара об стенку. Резиновые вязки выдержали удар, а люди посыпались.

В подпорожьи приняли на катамаран Любимцева, он удержался за раму и Тутышкина, прошедшего нижний слив самосплавом. Потом уже зализывали раны. К счастью, отделались испугом, ушибами и царапинами.

Катамаран москвичей обнесли, хотя Юра Кирюхин жаждал прохождения. В сомнительный момент Реут Э.Ф. сказал: "Начальник, прекрати это безобразие." Страсти улеглись и катамаран был доставлен в подпорожье.

14-30 - 14-50 Водопад Маманя. Разведка. Фотографирование, навеска веревки и спуск рюкзаков. Пообедали. Спустили катамараны. Миша Гаврилов подвернул ногу.

17-55 Поставлен бивак. Мы одни, но наверху уже возникают туристы. Погодка пасмурная. Дождичек кончился. Моемся. Стираемся. Оказывается врачебная помощь. Прогнозируется реакция на стресс. Никто не знает где алкоголь. Пожалуй это тоже вызовет стресс.

23-00 Началась лихорадка у Саши и у Юры. В спальники дали грелки и лекарство, чай. У костра просидели до 2 часов, контролируя пострадавших. Алексей достал гитару и был вне конкуренции. Вспомнили забытые песни.

Место стоянки красивейшее, но для палаток места мало. Оно обречено на вытаптывание. Можно разбить несколько стоянок на скалах наверху.

При нашей воде грот под водопадом был открыт для прохода. Судя по отмывке на скалах вода в нем может подниматься на 4 метра и тогда обнос возможен только поверху. Веревка или прочная стропа в группе должна быть.

1 августа

14-23 - 15-05 Сплав до порога Тесный по тишам. Места красивые. При желании можно найти места для стоянки. Бом над порогом с левого берега виден издали. Под бомом реку запрудила скала. Ниже - еще узость, а потом можно протиснуться под левым берегом.

Рюкзаки обнесли за порог по тропе. Катамараны провели через две узости на веревках и на руках, потом перегнали под левым берегом.

Совместили эти работы с обедом.

Подошли любера на катамаранах одиночках. Сидят в креслах с байдарочным веслом. Как идут пороги не видел, но их послужной список серьезен. Мне показалась, что они не опасаются быть за бортом, ну это уж дело хозяйское.

17-45 - 20-50 Идем по тишам. Красота и спокойствие. Прошли мост и множество стоянок. Описание обещает здесь удачную рыбалку. Но где набраться деликатесов на каждого швыряющего блесну? Перед мостом разбой. Шли под левым берегом по мели. Потом мелкие перекатики. Приходится даже проводить судно. Травит правая гондола. После 10 минут отдыха встали на ночлег на левом повороте, ниже мели, на правом берегу. Хорошее место для стоянки в 300 м ниже, на мысу с островом.

За 4 ходовых часа прошли 19 км.

2 августа

13-10 - 14-55 Шли до просеки с дорогой на Вуоярви на левом берегу.

15-10 Встали перед порогом Ступенька. Совместили обед с обносом рюкзаков и перегоном судов. Поскольку мелко то перегон делали Алексей и Юра Кирюхин.

19-38 - 19-50 Подошли к острову. Много жимолости, а порог можно идти сходу. Он на левом повороте. Левая протока сухая.

20-00 - 20-42 Сужение реки. Каньончик. Порог. Проходим сходу. На мысу левого берега стоянка. Люди принимают баню. Белая зависть! Начались тиши. Это же наша Созь! Насчитал 13 меандров. Трижды возникала господствующая, водораздельная господствующая высота. В районе разрушенного моста скопление стоянок. Появились местные мрачные рыбаки.

00-40 Встаем на стоянку на правом берегу, напротив острова.

За 7 ходовых часов пройдено 36 км.

3 августа

12-44 - 13-28 Шли до порога Водопадный. Левый берег высокий, на низком, правом, выход коренных пород. Чалиться у основания скального мыса. Вход в порог под левым берегом.

Порог великолепен первой ступенью, но и две заключительные тоже замечательны и требуют четкого маневрирования. Малый расход снижает убойную силу порога и риск прохождения, позволяет экспериментировать.

К нашему появлению постояльцы на верхнем и нижнем этажах порога уже заканчивали заключительные заезды. Изящные двойки заходили по треку справа, на скорости пробивали струю и, взлетая на зеленом бугре, скатывались на крутопадаюшем потоке. Бочка под сливом пробивалась без особых усилий. Два катамарана так сильно разогнались, что вылетели левее зеленого бугра на обливные камни левого берега. Один раскачался и сполз по скалам, экипаж второго зацепился за скалы, провел судно назад вдоль левого берега и прямой наводкой зашел в кульминацию слива.

Народ с интересом ждал, когда пойдут деды, т.е. мы, на старомодных катамаранах-мастодонтах и в экипировке стиля ретро.

Эдик Реут изложил план прохождения и его одобрили. Он предусматривал заход под левым берегом, прохождение мелких сливов и по основной струе в водопадный слив. На входе их слегка развернуло. В такой заправе катамаран свалился в слив. В пенной воде судно заныривает, тормозится, а кто глубже уходит в воду, того сильнее срывает поток. Смыло Лену. Все обошлось удачно. Она быстро ухватилась за катамаран и общество могло наблюдать разбор полета экипажем по горячим следам. Зрелище было замечательным ибо атлеты Юра и Эдик энергичные высказывания сопровождали подобающими жестами, а Миша и Лена чем могли украшали это толковище. Мне удалось увести их наверх, где Юра Тутышкин затеял водопадный обед.

Второй катамаран проводили Алексей, Юра Кирюхин, Саша Любимцев и я. Экипаж четко отработал команды и основательно занырнул в выходную бочку. Это доставило нечто большее, чем удовольствие. Решили идти просмотренные заключительные две ступени. Все удавалось на сложных маневрах и мы победно выкатили на гладь подпорожья.

Юра Кирюхин затеял перегон через две ступени, когда уже отзвучал призыв к обеду. Он, Лена, Миша и Алексей сделали это с великим удовольствием. Между тем Эдик вовремя сказал, что здесь надо заночевать. Он уже ранее сообщил о 34 годовщине своего брачного союза и решено было по этому поводу учинить праздничный ужин. Был торт, оладьи, рыба и прочая, прочая с песнями и поздравлениями.

За час ходового времени в этот день пройдено около 5 км.

4 августа

12-20 - 14-20. Шли до Тумчи два часа. Встретили обнинцев на стоянке под скалой. Они от Тумчи поднялись под Водопадный порог, но не захотели канителиться в царящей кутерьме и задневали в миленьком местечке.

Ниже их стоянки, на правом повороте, прошли порог Привет. Для туристов он открывается внезапно и расслабленные экипажи начинают импровизации. Бывали случаи потерь всего, что плохо лежало.

С печалью онаружили на берегах следы низового пожара. Он начался на Тунтсайоки и подгонялся ветром к Кутсайоки. Перекинувшись через речку он ушел в сторону господствующей высоты 209. У Шляпы следы пала просматривались на ее склонах.

15-00 Порог Ночной, а за ним, через 500 м, порог Карниз. После Водопадного - не впечатляет. В 1996 году мы прошли его под левым берегом, теперь прошли по центру, а москвичи прошли под правым берегом, лихо скатившись с карниза порога.

В 15-40 встали на обед ниже порога, на правом берегу. В лесу много черники. На дереве видел огромное гнездо. Оно, заброшено, т.к. в нем растут две березки. В районе Карниза, на левом берегу, около сотни туристов.

18-00 - 19-30 До Шляпы шли без остановки. Выбирая стоянку обследовали правый берег - рытвины и шрамы от тягочей и тракторов. На острове нет жизненного пространства. Против входа в порог, на левом берегу, толкучее место. Нашли полочку над заливом на левом берегу с прекрасным видом на реку и на порог. Чуть выше, на скалах, расположилась московская группа. У них обзор как с птичьего полета. Вот так решается теперь квартирный вопрос на Тумче.

5 августа

Солнечно. В 10.00 позавтракали.

12-20. Наш катамаран прошел по треку под правым берегом, загрузился в заливчике и по струе пролетел под правым берегом. Катамаран Реута прошел Шляпу, нырнув в слив под левым берегом. Ниже по реке стоянки туристов. Прошли высокий остров с лесом и вошли в зону островов с подтопленным, сухим лесом.

14-40 Слева длинный остров с мертвым лесом. В конце его, слева залив или приток, если верить карте. Проходим еще длинный остров с мертвым лесом. У окончания острова из воды торчит коричневая скальная глыба "морж", при большой воде невидимая, а впереди по курсу, скала "трапеция", может тоже уходить под воду. Влево уходит залив. Идем на юго-запад. Справа возвышается коренной берег. Видимо, после пожара берег осыпной, голый, завален павшими деревьями. Слева остров, заросший травой. Проточки с сушинами в протоках.

15-03. От Шляпы идем два часа. Слева остров с мертвыми соснами и травой. В приголовке острова сушины, затянутые высокой водой. Прямо по курсу просматривается возвышающийся скальный берег и заросшая лесом высотка. Справа - коренной, поросший лесом берег, из воды торчат коряги. Тумча круто сворачивает влево. Коряжник слева и справа. Слева берег возвышается и появляется высотка с сосняком. Курс на гору впереди 70 градусов, на господствующую высоту сзади, у Шляпы - 250.

15-30. Левый берег - низина, в воде обливняки. Справа каменистый мыс с елями и соснами.

15-37. Впереди остров. Тумча впадает в Иовское водохранилище, заполненое в 1947 году.

16-00. Обед на скальном острове. По курсу 90 градусов - остров со светлым скальным изголовком.

18-05. Солнце. Идем курсом 100 градусов.

18-25. Конец острова справа. Слева берег со скальными кручами и пляжем у воды. Стоянка. Курс 100.

18-45. Травянистый остров справа, за ним - скальный. Стоянка. Проходим створ острова с мысом. Курс 110.

18-53. Слева залив. Курс 120. Прошли между островами.

19-10. Зашли в "Ла-Манш", длинный пролив, шириной до 70 м.

19-20. Проблема места для дневки. Рыбаки нервничают - началась зорька. Необитаемый остров нам не подходит. Кирюхин Юра увлекает на скальный мыс через залив.

20-00. Разбит бивак, трещит костер, варится ужин, рыбаки на точке. Ходовое время 5-45, пройдено около 28 км.

6 августа

Дневка. Баня. Рыбалка и расслабление.

7 августа

9-50 - 13-10 переход до обеда. Обед 1,5 часа.

14-50 - 16-45 переход. Отдых на острове 37 минут. Купание. Ягоды.

17-22 - 19-22 переход до Экспедиции на правом берегу. Конец водной части похода. Разборка судов. Разбивка бивака. Рейд в Зареченск. Заказ автобуса в Кандалакше по телефону. За 7 часов 15 минут пройдено более 30 км.

8 августа

14-00. Выезд на автобусе в Кандалакшу.

16-20. Кандалакша.

18-15. Едем в вагоне 16 поезда 343.

9 августа

В поезде.

10 августа

4-22. Ленинградский вокзал в Москве. Переезд на Савеловский через Каланчевку.

6-50 Электричка в Дубну.

9-30 Город Дубна. Поход окончен.

Чистое ходовое время на маршруте за 9 дней - около 38 часов. Водохранилище пройдено за 1,5 дня или за 13 часов.

Считаю целесообразным приводить астрономическое время переходов - оно адаптируется к реальным погодным условиям и расходу воды, возможно, к световому времени. Остается домашнее задание для тех, кто пойдет позже нас: "Как рационально использовать время? Как разумнее планировать день, питание, выбирать стоянки с учетом обноса и прохождения ключевых порогов." Думать, право, не вредно.