ОИЯИ
отчеты
фотографии
лоции
дневники
участники
ссылки
новости
объявления
история
реклама
 

Экстремальный портал VVV.RU
 
Дом ученых Объединенного Института Ядерных Исследований
Дубненский Городской Клуб Туристов

Отчет и дневник

О водной научно-спортивной туристской экспедиции - походе третьей с элементами 5 категории сложности, совершенном с 17 июля по 3 августа 2004 года в Мурманской области: сплав по реке Печенге до ж/д станции Семужная, переезд по ж/д до станции Нял - выход по озеру Нялъявр в исток реки Ура - первопрохождение с верховий до точки сближения с автомобильной трассой Ура - Мурманск - заброска на реку Колвица - сплав и выезд в Москву поездом, а в Дубну электропоездом.

Автор отчета- А.Д.Злобин, Заслуженный путешественник России, Поправки - Черников А.Н.

Дубна -2004

Паспорт маршрута.

Выпускающая организация - Дом ученых Объединенного Института Ядерных Исследований.

Две группы, взаимодействующие в рамках научно-спортивной экспедиции, защитили маршрут третьей категории сложности и выпущены на маршрут МКК Дубненского городского клуба туристов, маршрутные книжки № 13 - 2004 (Руководитель А.Н.Черников) и № 16 - 2004 (руководитель С.П.Мигдалев).

Руководитель-тренер экспедиции А.Д.Злобин.

Маршрут: г.Дубна - г.Москва - г.Мурманск - пос. Никель - сплав по реке Печенга до автомобильного моста у ж/д станции Семужная- переезд по ж/д до станции Нял - выход по озеру Нялъявр в исток реки Ура - сплав до места подхода автомобильной трассы Ура - Мурманск - выезд на автомашине в Мурманск -выезд поездом до Кандалакши - заброска автобусом на реку Колвица - сплав до устья - выезд поездом до Москвы и электропоездом до Дубны.

Протяженность активной части маршрута: 156 сплав и 26 км пешком. Всего 182 км.

Длительность похода 17 дней: с 17 июля по 3 августа 2004 года.

Средства сплава: две лодки "Скаут", четыре катамаран - двойка (К-2 ) и трехместная надувная байдарка "Щука".

Список участников экспедиции Дома ученых Объединенного Института ядерных Исследований "Кольский полуостров - 2004"

№№

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения Туристский опыт Адрес Место работы, должность
1 Злобин Александр Дмитриевич 4.02.1937 Карельский Башкаус-Кутсайоки (4р), Тохмай-оки- Колласйоки -Уксун- Йоки (4у), Войница-Куржма-Охта (3у,р), Тавайоки-Писта (3у,р) Чарын (6р), Чаткал (5р), Майдантал-Пскем (6р) Московская обл. г.Дубна Объединенный Институт, г. Дубна, вед. иженер
2 Фридман Владимир 22.07.1980 г. Р. Волга от бейшлота до Старицы, Мста до Боровичей. Московская обл. г.Дубна НИИЯФ МГУ , аспирант.
3 Черников Александр Николаевич 22.06.1959 г. Чаткал(5) у, Чарын (6) у, Снежная (4) у, Она (4)у, Техури, Тунтсайоки (4)р Московская обл. г.Дубна Объединенный Институт, СНС
4 Черников Юрий Александрович 05.08.1991 г. Р. Волга от бейшлота, р. Мста, р. Тунтсайоки Московская обл. г.Дубна Учащийся 8 класса школы № 8.
5 Сергеева Ольга Юрьевна 27.05.1983 Клязьма (1), Мста (2) Чебоксары МХТИ Студентка
6 Сапожников Андрей Александрович 27.08.1951 г. Карельский Башкаус-Кутсайоки (4р), -Куржма-Охта (3у,р), Тавайоки-Писта (3у,), Московская обл. г.Дубна МГУ. Студент.

Список для пограничников вместо туристского опыта содержит сведения из паспорта участника похода.

№№ Фамилия, имя, отчество Дата рождения Туристский опыт Адрес Место работы, должность
1 Реут  Эдуард Францевич 12.05.1936 г. Карельский Башкаус-Кутсайоки (4р), Тохмай-оки- Колласйоки -Уксун- Йоки (4у), Войница-Куржма-Охта (3у,р), Тавайоки-Писта (3у,р), Уда (5у)., Чаткал (5у), Чарын (6у), Башкаус (6у). Москва КБОМ, ведущий инженер
2 Мигдалев Сергей Петрович 24.12.1954 г. Акким -Западная Лица (5)у, Карельский Башкаус - Кутсайоки (4)у, Тохмайоки - Колассйоки - Уксунйоки Московская обл., Дубна Тензор-байт. Инженер.
3 Сумбаева  Анна Анатольевна 22.05.1983 г. Акким -Западная Лица (5)у, Карельский Башкаус - Кутсайоки (4)у, Тохмайоки - Колассйоки - Уксунйоки (4), Титовка - Зап. Лица.(4) у Московская обл., Дубна МГАТХТ. Студентка.
4 Полуэктов Павел Дмитриевич 18.05.1981 г. Акким -Западная Лица (5)у, Карельский Башкаус - Кутсайоки (4)у, Тохмайоки - Колассйоки - Уксунйоки (4) у, Титовка-Зап. Лица.(4) у Москва МГУ. Студент.
5 Копаница Аркадий Иванович 10.02.1966 г. Войница -Охта (3)у, Карельский Башкаус-Кутсайоки- Канда (4)у Моск. область Шатурский р-н Москва. ЗАО Нац. Хим. Компания Бухгалтер.
6 Семенова Надежда Сергеевна 19.06.1982 г. Мста (2), Охта (3) Москва МГУ. Студентка
7 Амирджанов Петр Григорьевич 04.02.1980 г. Мста (2), Охта (3)у, Пистайоки (3)у Москва Момква, НИИСИ РАН Аспирант.

Картографический материал и литература.

За основу принята карта Мурманской области М1: 200000, которая при фотографировании была отпечатана как километровка. При этом из-за генерализации пропали меандры и мелкие притоки. Это чувствовалось при ориентировании и счислении пройденного пути.

На основе гипсометрии были составлены графики уклонов Печенги, Уры и Колвицы. Поскольку удалось заполучить спутниковый навигатор, то открылась возможность не только определять координаты конкретных точек стояния, но и высоту над уровнем моря (с определенной погрешностью).

Снаряжение экспедиции (в соавторстве с Черниковым)

В экспедиции принимали участие туристы с разным опытом, полученном на разных реках и в разных школах. При сохранении идеологии нашего клуба туристов новые участники иногда привносят новые идеи и умения, используют интересные технические средства и снаряжения. Разнообразие снаряжения, возникающее при этом, позволяет проводить оценки его функциональных возможностей в разных условиях: при прохождении гладкой воды, шивер и порогов, водопадов, при восхождении на горы и перевалы, при организации волока.

Тип судна Вес Размеры Водоиз-мещене Каркас Примечание
1 Лодка  "Скаут" 25 1,1 х   Нет Лодка проварена по швам, в ней сухо
2 Байдарка "Щука" техмест 30     Нет Жесткость корпуса слабовата
3 Катамаран Злобина 28 2 х 3,84 850 х 2 Дерево Может быть 4-х местным
4 Катамаран Черникова 25 2 х3.8 (рама) 700х2 Металл С пониженной посадкой гребцов
5 Катамаран Реута 22 1.8 х   Дерево  
6 Катамаран Сумбаевой 24 1.6 х   Металл Тяжело идет по озеру при ветре.

Лодка "Скаут" хорошо себя показала при прохождении Карельского Башкауса, на ней пройден успешно "Обо-На", порог "Тесный". На Западной Лице на Пятом Падуне был оверкиль, но все последующие пороги ей были пройдены. Хорошо держит курс на озерах, хуже при боковом ветре. Однако при отсутствии фартука в кокпит попадает вода и экипаж постоянно сушит одежду, если идет без гидрокостюма. Использование фартука снимает проблему. Аркадий шел на "Скауте" один, а на втором - Андрей с Ольгой. Пороги и шиверы ими пройдены, но водопады эти лодки не шли.

Трехместная "Щука" при движении в валах принимает забортную воду, но зато хорошо идет по озерам. В порогах эластична и маловато жесткости. Пробивать жесткие бочки можно при достаточной ловкости экипажа. Полезна для организации нижней страховки в подпорожье.

Катамаран Злобина: баллоны двухсекционные, резиновые, прочные. Катамаран по высокой воде используется как четырехместный. Используется уже лет 15. Фирма-изготовитель - секция водного туризма при Московском Дворце Пионеров на Воробьевых Горах, но раскрой гондол удачен, (раскрой типа "банан"(Черников)) ткань ПВХ в сочетании с капроном - решение рациональное. Деревянный каркас собирается на кольцах, нарезаемых из автокамер МАЗ или ЗИЛ. Использование пяти поперечин и диагонально натянутых веревок обеспечивают необходимую жесткость. Сборка на кольцах начинается с внутренних продолин, а заканчиывется внешними поперечинами и продолинами. Для натяжки резины удобно использовать железный альпинистский карабин. Кольца служат уже в четырех походах. На нем был оверкиль в пороге "Мельничный" на Уксунйоки и в водопаде "Прорыв" на Титовке. Зато удачно пройдены, каньон на Колоссйоки, пороги Лоймолы и Сюськянйоки, а теперь водопады на Печенге и Уре.

Катамаран Черникова - самоделка. Саша сшил его перед походом за 7 вечеров, ткань для оболочек применена облегченная, что сказалось на шкуродере. Баллоны - вкладыши (двухсекционные поперек) были из усиленной ткани, что скомпенсировало слабость днища оболочек, пробоин баллонов не было. Металлический каркас собирается на капроновых скрутках. Катамаран имеет пониженную площадку для гребцов и груза. Катамаран оснащен коленной посадкой с надувными сидениями. Катамаран отлично управляется, и достаточно устойчив на курсе при прохождении озер, имеет малую парусность при встречном ветре, что достигается обводами типа "веретено", гребцы сидят низко и мало парусят, груз не на палубе а на площадке гондолы и не выступает за габарит, катамаран также имеет высокую линейную скорость, как у спортивного катамарана. Однако обводы типа "веретено" приводят к тому, что в валах катамаран валы скорее прошивает, чем облизывает, легко прошивает бочки (из прохождения расходной реки Колвица), что на любителя. Катамаран собирается за 3 часа ( на Печенге) и 2 часа (на Колвице), быстрее, чем у других участников похода (за исключением Сумбаевой). Похож на "Тритон", только значительно более ремонтопригоден каркас, может иметь деревянную раму. Дно после похода укреплено проклейкой широкой лыжи, после похода стало ясно какая конкретно площадь дна подвергается износу. Катамаран сшит по выкройке Питерского водника Н. Капранова. и называется TWIX. выкройки катамарана любезно выложены на Интернете. Из практического сравнения фирменного "Тритона" и TWIX., которое было произведено на Колвице, стало ясно, что последние модели "Тритона" позаимствовали раскрой у TWIX Н.Капранова.

Катамаран Реута собран на гондолах фирмы Красное Солнышко. (Гондолы - позор фирме (Черников)) Каркас деревянный. Собирается на капроновых вязках с закруткой. Сборка трудоемка. Форма гондол тяготеет к цилиндру. В порогах изрядно неповоротлив, но зато хорошо держит курс на озерах.. (Этот кокретно катамаран впервые в походе, взят у Гаврилова новым (Черников))

В Пятом Падуне на Западной Лице имел оверкиль, но третий и четвертый падуны прошел уверенно.

Катамаран Ани Сумбаевой фирменный ("Сталкер" (Черников)), с металличским каркасом на болтах. Легкий и верткий на шиверах, он тяжело идет против ветра на озере (Скорее по причине наличия на борту девушки, против ветра - мужская работа (Черников)). (На сколько я понял катамаран новый(Черников)) (Оснащается надувными сидениями с коленной посадкой, счтаю крепления сидений травмоопасными (Черников)). Прошел пороги Западной Лицы и Титовки (Ребята их прошли , но на этом ли кате?) .

Палатки были самые разные, но с арочными опорами. Для похода в теплое время представляла интерес палатка Аркадия Капаницы. Титановый конструктив обеспечивал габарит параллепипеда. Его боковины были сетчатые, что обеспечивало хорошую вентиляцию и защиту от москитов.. Тент обеспечивал защиту от дождя и ветра, создавал тень. В условиях полярного дня защита от "утреннего" солнца обретает актуальность. Вес палаток был от 1.2 до 2 кг.

Коллективный фирменный тент 3 х 3 м был, но его ни разу не устанавливали.

Таган из нержавейки, самодельный, весом 400 г. - самоделка. Две шарнирно соединенные трубки диаметром 10мм ( пара) соединяются двумя такими же трубками, длиной 400мм с помощью приваренных переходников. Они представляют пару: та же трубка, длиной 20 мм, приваривается к шарнирно соединяемым трубкам (4 штуки). К торцам двух продольных трубок приваривают штыри диаметром 7 мм, которые должны входить в приваренные переходные трубки. Таганок портативен, занимает мало места и надежен. (Авторство конструкции принадлежит Романову Виктору - известному и заслуженному воднику Дубны (Черников))

Топоров было два. Вполне обходились одним. Спрос на них был при сборке деревянных каркасов катамаранов. В походном положении для защиты лезвия надевали рукавицу.

Пил оказалось три. При сборке каркасов полезной была короткая пила канадского производства из хорошей стали и мелким зубом. Она продается в пластмассовой кобуре, предназначенной для переноски на ремне. Она удобнее ножовки отечественного производства. Изредка пользовались гибкой многозвенной пилой. На стоянках всегда находились сухие березы. Однако, при высокой влажности они в коре сопревают и не высыхают как в Подмосковье. Поэтому горят неважно. Почти всегда можно было найти сухую сосну, так что проблем с костром не возникало. В сырую погоду целесообразно использовать на топливо не сухую березу, а их кору. За таким костром должен быть присмотр и поддержание огня новыми поступлениями бересты.

Котлов для варки пищи было три. Обходились двумя. При разделении на две группы котлов, пил и топоров хватило всем. Транспортировка кухонного набора постоянно обеспечивалась нашим катамараном.

Противень, совместимый по ширине с котлами, помещался в специальную упаковку. Использовался он как поднос, ибо рыбы и грибов на Печенге не было.

Гитара, спиннинг были, использовались по настроению.

Веревка для страховки была, но нужды для применения не было, да и морковки использовались на водопадах и на сильных шиверах.

Три фотоаппарата обеспечили ведение технической фотосъемки на маршруте. Мы готовили материал так, чтобы показать детали сложных препятствий, по которым можно судить о расходе и, соответственно, об убойной силе потока. Видеосъемки вели разные операторы. Заранее составленного плана фото и видеосъемок не было, но конечная цель была обсуждена и сформулирована. Нам предстояло дать вразумительное представление о маршруте в целом и о ключевых препятствиях, а так же о районе путешествия.

Базовая медаптечка почти не вскрывалась, а лейкопластыри были в индивидуальных аптечках.

Ремонтные аптечки были на каждом судне. Некоторые экипажи их во время похода даже не открывали.

В этом году у нас было 4 мобильных телефона и карты зон активной связи как "Мегафона" , так и МТС. Сеанс связи был проведен по всем адресам с вершины горы Матерт (528 м) при восхождении. Поскольку мы не связывались с транспортными службами для переездов, то отпала необходимость в таких переговорах.

Было два навигатора GPS. Аркадий въедливо использовал его для индикации опорных точек маршрута. Создана внушительная таблица с указанием координат принципиально важных точек маршрута (лежит тут). Второй прибор не удосужился такого внимания и ждал своего случая.

Личное снаряжение.

При столь теплой погоде можно было обходиться одним комплектом одежды, так что все взятое на непогоду и стужу осталось невостребованным. Зато наибольшую ценность представляли шляпы и панамы. Экипаж "Щуки" использовал гидрокостюмы, все остальные обходились без оных. Гидрозащита обеспечивалась рабочими костюмами из синтетики (штаны и куртка). Ножи и компас, каска и спасжилет были у каждого. Я предпочитаю резиновые сапоги до колен, другие использовали кеды или кроссовки. Конечно, была и сменная обувь. Фонари в это время здесь не нужны. Кремы и защита от кровососов полезно иметь. Здесь замечены не очень агрессивные комары, мошка, и местами мокрец. Реакция на аборигенов у всех была разной, но, в принципе, это не Полярный Урал или Витим.

Транспортные средства.

<
Дата Транспорт Время Расстояние Цена Примечание
17.07 Автобус Дубна-Москва 3 часа 140 км 124 /чел ПАЗ
17.07 Поезд  382 42 часа 2400 км 670 руб Плацкарт
19.07 Поезд  Мурманск- Никель 8 часов 180 км 19 руб Пригородный
19.07 Такси Никель - мост на Печенге 1 - 15 37 км 130 руб "Газель" + 3 "Жигуля".
26.07 Поезд Никель- Мурманск 3 - 40 80 км   От Семужной до Няла
1.08 Автомашина до Мурманска от реки Уры. 1- 30 80 км 100 руб 13 км до трас-сы и около 80 по трассе.
1.08 Поезд 381 43 часа 2400 км 710 руб Плацкарт
3.08 Э/п в Дубну 2-30 130 км 68 руб  
  Всего 104-45 5437 км 1821 руб  

Группа, отправившаяся на Колвицу, имела почти такие же расходы, обусловленные переездами из Кандалакши на Колвицу и обратно.

Можно анализировать приведенные сведения, очевидно:

1. Железнодорожный транспорт остается наиболее дешевым.

2. Самый дорогой - при выезде на автомашине с маршрута.

3. Время - деньги. Уехав с поезда в Никеле на такси на Печенгу мы сократили время заезда почти на 12 часов, да избавились от ночевки в Никеле.

4. Использовать пригородный поезд для внутритранспортных переездов чрезвычайно удобно и выгодно.

Дневник экспедиции по рекам Печенга и Ура Мурманской области в июле 2004 г.

17 июля. Финал сборов. В туристский подвал народ собирается в 14-45. Автобус ПАЗ прибывает к 15.00. Водитель, Виктор Иванович Чернышов, наш постоянный "вывозящий" в дальние походы. На проводы пришлиОлбга и Алексей Булах с малюткой Ариной. Вот образовалась новая семья туристов и временно про туристские подвиги придется забыть. Анатолий Сумбаев с Натальей провожают Аню. Она только что закончила вуз и в очередной раз выступает в качестве капитана катамарана. Сапожниковы Александр и Татьяна на сей раз в семейный "Скаут" поместили Андрея с Олей. Оля такая миниатюрная по сравнению с Андреем, что напоминают дуэт фигурном катании. Володю Фридмана провожает Ольга. В этот момент угадывается ее желание присоединиться к нам, но поезд уже уходит. Невозмутимый Сергей Мигдалев организует загрузку автобуса. Саша Черников вместе с 13 летним Юрой успели к отъезду сшить новый катамаран. Все стараются упаковать снаряжение в один рюкзак. Они получаются очень тяжелыми и габаритными. Я пользуюсь двумя рюкзаками от Николая Телегина. Провожает нас и Павел Колесов, аналитик информации в Интернете. Стартовали из Дубны в 15-10. Прибываем на Ленинградский вокзал Москвы. Наш традиционный поезд № 182 на этот раз стал 382, но отправляется как бывало - 19-28. Наш вагон 14 и поэтому посадка происходит в благоприятных условиях. На вокзале к нам присоединились Эдуард Реут, Аркадий Капаница, Павел Полуэктов, Надежда Семенова и Петр Амирджанов. Из-за дефицита билетов четыре человека поедут вслед за нами через час. Среди провожающих лиц светились Елена Грановская, Михаил Гаврилов, Валентина Реут и приближенные к ним особы.

18 июля. Налажен вагонный быт. Проявился интерес к картам и информационным источникам, подготовленным усилиями Паши Колесова. Проведен ликбез по вязанию узлов и об оказании помощи утопающему. Наиболее азартные ищут фальшивую монету среди 12, пользуясь троекратным взыешиванием на рычажных весах.

19 июля. С опозданием на час мы прибываем в Мурманск. Здесь нас встречает Анатолий Назарьев. Он был врачом на Всесоюзных сборах на реке Оне, а теперь большой начальник в местной администрации. Он подтверждает, что слухи об ужесточении пограничного режима, выхода туристов на реки несколько преувеличены. У нас есть рекомендательное письмо И.Е.Востокова и копия письма с запросом в администрацию о разрешении сплава по Печенге, Уре и Колвице. В это время наши люди выясняли возможность отъезда автобусом или иным колесным транспортом, заняли очередь у кассы, продающей билеты на поезд № 6651 Мурманск - Москва. Заметьте, он в субботу не ходит!

В 13-14 с опозданием на час, прибыл догоняющий нас поезд. По этой причине мы отказались от возможности уехать автобусом в 13-30. По прибытии в Никель в 18 - 10 мы могли бы успеть на рейсовый автобус, стартующий в 19-00.

При переездах на комфортабельных автобусах даже при наличии мест возникают проблемы из-за рюкзаков и каркасов катамаранов. В правилах перевозок по ж/д можно перевозить бесплатно 36 кг и байдарку в собранном виде. Вообще всякие правила не следует читать на сон грядущий.

Местные таксисты были готовы вести сразу на реку, но уж очень высоко оценили свои услуги.

В 13 - 30 подошла наша очередь в ж/д кассе и мы получили билеты - за 12 билетов уплачено 150 рублей. Ехать нам 180 км в течение 8 часов. По пути оцениваем воду в западной Лице, Титовке, Уре, Печенге - не богато! Вся группа в сборе. Вот теперь обозначились преферансисты, они же и любители пива.

В Луостари пограничники проверяют документы. Мы предъявляем копию списка и стопку паспортов. Формальность проходит быстро. Вопросов нет.

В районе Заполярного открывается лунный пейзаж - это следствие добычи и обогащения никеля с 1929 года. Убитая или угнетенная природа вопиет на каждом километре до Никеля. Иллюстрация нашего индустриального будущего впечатляющая. Снимаем фото и видео.

21-31 - мы прибыли в Никель. Солнце. Тепло и светло. Сергей и Володя исследуют экипажи на привокзальной площади, а я интересуюсь на предмет ночлега на вокзале. Люди здесь симпатичные и отзывчивы к немногочисленным гостям. Они нашли адрес местной автобазы (214-53 и 8-815-54), но появился гонец с сообщением, что нам предлагают ехать за 50 рублей с головы. Когда разобрался с дешевизной -это предложение поднять нас вверх по дороге в город. Тем не менее было достигнуто соглашение о доставке нас караваном из "Газели" и трех "Жигулей". 130 рублей с носа. Ударили по рукам. Солнце. По пути фиксирую время прохождения заметных ориентиров.

23-48 - мост через Печенгу. Смотрим воду (не очень) и место для стоянки. Эдик сразу предложил гряду, метрах в 50 от правого берега. После неких разведок решили там встать. Прежде, чем расстаться с водителями сделали фотоснимки из разных фотокамер.

Оборудование лагеря сопровождалось сборкой катамаранов и приготовлением пищи. Местная сухая береза какая-то прелая и потому горит плохо. Можно использовать бересту с трухлявых пней, либо найти сухие сосны. Хорошо горит сухой можжевельник. Это актуально в сырую погоду.

На этот раз из 13 человек половина студентов, три человека впервые в нашей компании, но нет забойщиков вокалистов из старой гвардии. Это очень нужно и важно для здорового микроклимата в группе.

20 июля. Дежурят Надежда и Петр. Они раскачали свою трехместную "Щуку" и могут полностью заняться костром и стряпней. За основу принято трехразовое горячее питание. Разработаны три разные меню, так что однообразие исключено. Плюс к этому каждому дается возможность привнести в типовое меню нечто от себя (халва, сухарики, конфеты, пряники или баранки). На одну еду потреблялось две буханки хлеба. Кстати , у нас он (черный) был съедобен и на 14 день. Сало, лук и чеснок предлагалось чаще, чем колбаса или сыр. В жару пили чай зеленый, байховый, но мне нравился чай каркаде.

На стапеле самой трудоемкой работой является вязка рамы из деревянных элементов.

Эдуард предпочитает каркас делать из тонких палочек диаметром около 40 мм и вяжет его капроновыми лентами с закрутками, вымоченными в воде. Я заготовил сухие жерди в отрубе 11 - 12 см. На стапеле с помощью клиньев и пилы разделил их на две части. Плоскость расщепа прожарил на костре, чтобы снять занозы и упрочить поверхностный слой древесины. Мой каркас получился 2 х 2,2 м. Упаковка такого каркаса точненько вписывается в тамбур, вход в вагон и поперек вагона под потолком. Запас прочности не вызывает сомнений. Широкие конструкции удобны для перемещения по катамарану. Вполне достаточно при вязке резиновыми кольцами из автокамер МАЗ или ЗИЛ четыре продолины скреплять пятью поперечинами. Об этом будет сказано в приложении.

С утра было омовение тел в Печенге, так как глубина не позволяла плавать, а выше и ниже моста шумели перекаты. Отмывки на опоре моста показывали, что стабильный высокий уровень воды бывает на 80 см. выше. Отметим - сплав ведется по низкой воде в условиях длительной солнечной погоды.

18-00 уходят вперед самые нетерпеливые с задачей разведывать серьезные препятствия. Если очень серьезные - ждать всех, если таковых не будет, то идти до входа в озеро. Аркадий сразу засекал навигатором GPS координаты препятствий и важных точек на маршруте.

18-20. С неким расслаблением на воду становятся Андрей на "Скауте" , Петр на "Щуке" и Эдуард на своем катамаране. Мы поторопили их пошли вперед, чтобы подготовиться к фото и видеосъемкам. Вследствии мелководья на первом километре обозначились 4 мелководных шиверы. Приходилось ловить струю до тех пор, пока она не терялась на каменистых россыпях.

18-45 Порог, соответствующий метке на карте проходят наши разнотипные суда. На выходе из него я вытащил толстую железную трубу, мешавшую прохождению. В зависимости от конструкции у судов была разная осадка. В этом пороге до первой категории трудности (кт) мы пользовались возможностью пропускать камни между гондолами. Это позволяло увереннее использовать струю при меньших усилиях для маневрирования.

18-50 Все собрались при впадении Печенги в озеро Руоссельяур. На пройденном участке левый берег низменный, зарос полярной березкой. На правом берегу, на отдалении до 30 - 50 м, проходит узкая возвышенная "дамба". За ней болото, а в нем морошка. Красная и невкусная. Спелая, желтая, попадается еще редко.

19.00 Порог. Проходить, маневрируя по струе. Река упирается в подножие сопки. Уходить вдоль правого берега. Идем против крепчающего ветра. Катамаран получает устойчивое давление на корму от бокового ветра. Приходиться тратить силы на удержание курса. Под левым берегом Петр и Надежда ремонтируют "Щуку". Пробили днище в пороге.

20.55 Порог. По отмели и растительности можно заключить, что средняя вода на 20 см. выше, чем у нас сейчас. Поснимали прохождение и через 2 минуты ушли.

21.02 Порог Чертов Зуб по описанию Романа Шилкова. Шли сходу. Вышли на центр, ушли по струе влево и резко сместились перед зубом под правый берег. Первая кт.

21-20 Остров. Встали на правом высоком берегу. Правая протока начинается горкой с обширной мелью. Просмотр протоки на 500 м ничего приятного не обещал. Вход в левую протоку из-под левого берега у Царь-камняпод правый берег у изголовка острова. По левой протоке идет затяжная маловодная шивера. При слиянии проток в правой протоке открывается вид на водопад. Возбужденные этим видением мы провели детальное исследование с фотографированием и зарисовкой. При очень высокой воде сюда может вынести и на острых камнях прилично наказать. Водопад этот будет отдельно описан, как важное препятствие на реке.

На месте стоянки обнаружили кострище, видимо это место отдыха после трудного (против ветра на озерах) перехода. Аня с Пашей вели катамаран вдоль левого берега бечевой столь же быстро, как и мы, с усилием в две мужицкие силы. Ветры начинаются в 15.00 и стихают к 19.оо. Мы решили в это время делать остановки на обед, благо солнце светит и в 24 часа.

С высоты птичьего полета посмотрели порог и мель при входе в протоки.

21 июля. Аркадий идет один на "Скауте". Он подошел к Царь-камню, показал, что идти надо в левую протоку. Черниковы начали лавировать в левую протоку по мели.

12-55. Слияние проток ниже острова. Исследование водопада в левой протоке перед окончанием правой протоки. Опасность представляют острые камни. Перепад первого слива 0.5 м, а второго - 1.6.

13-30. Прошли несколько шивер. В реке скальный остров. Надо круто уходить под берег в левую протоку и пройти шиверу около 2 кт. Под правым берегом проточка выродилась в узкую щель, весьма тесную даже для "Щуки". Подождали Андрея и Петра. Направили их в левую протоку. Потом показали правую. После водопада вся вода уходит под плиту. При идиотском везении туда и попасть можно, да надолго.

14-20 Солнце. Пошли.

14-47 Проходить только слева. Впереди, на правом повороте, шивера. Справа впадает полноводный приток.

15-20. На правом берегу, ниже устья приточка, обед. Прошли порог 1 кт. Ниже остров. Идти в левую протоку. Ниже еще два острова. Лучше идти в узкую правую протоку.

16-40 Конец обеда.

16-52. На правом берегу обширная гарь. Тучи. Упало несколько капель дождя.

17-20. Шивера на правом повороте.

18-05. Остров. Идем левой протокой. Озеро. "Щука" рванула на юг, а надо на север. Впереди гора Матерт, господствующая высота.

18-25 Двигаясь на СВ, прошли три порожка.

18-40 Справа высокий, чистый берег. Малый остров с травой.

18-55 Прошли порог. Три протоки. Идем левой.

19-10. Прошли порожек. Сужение до 25м. Озеро. Видна гора Матерт. Ветер в спину. ЦУ Черникова порыв оболочки гондолы. Мы его страхуем. Оставляем подобрать отстающих Аркадия и Реута, остальные уходят на северо-запад.

19-20 Озеро. По правому берегу пляжи. На карте обозначен один остров, но кроме него есть еще два внемасштабных. Координаты стоянки: N 690 09.875"

Е 0300 32. 467". Высота - 134 метра над уровнем моря. По берегу подходят дороги, некогда проложенные вездеходами. Сейчас это нормальные грунтовые дороги. Напротив стоянки гора Порьитаиг. Кстати, компас в этих местах изрядно "шалит" - магнитное склонение местами немыслимо велико по сравнению с навигатором GPS. Место удобное для стоянки и дневки, много дров (сухая сосна). Здесь Андрей поймал окуня, возбудив этим рыболовный азарт. Аня и Ольга встали на боевую вахту, но вскоре из-за безрыбья охладели к этому занятию. Рыбак должен жить азартом и иметь должный набор блесен и оснастки. На этот раз у нас был любительский уровень и результат неважный. В условиях полярного дня непросто приспособиться к жизненному циклу рыб, но можно. Ниже на Печенге мы встречали рыбаков, промышляющих сетями (через всю реку), на Уре однажды видели притопленную сеть и несколько спиннингистов.

Выяснилось, что на оболочке гондолы у Черникова и у Ани порезы и провели ремонт. В обед Эдик предложил шмат сала и сухари, чем удивил жрецов. Запланированного супа не было т соответствующих приложений. Пришлось заявить протест против таких экспериментов. Дело в том, что каждый участник должен три раза покормить всех участников по заданному меню. Каждый закупает, фасует и хранит продукты до назначенного дня дежурства. При такой организации не нужен завхоз и периодическая инвентаризация продуктов. Надежда везет гитару, только мне не довелось слышать песни. Наши песняры ныне отсутствуют, а новые не проявились. Жаль. Вода теплая. Купаемся. Володя среди нас самый заядлый пловец.

22 июля. Мы на безымянном озере, четко ориентируемся. Пасмурно. Ночью прошелся неспешный дождь. Было прохладно. Под шелест тента на ветру и торопливую поступь дождя неоднакратно просыпался и смотрел многосерийные сны. Мы идем с опережением графика. Сегодня переход по озерам и шиверам между ними. Было бы интересно посмотреть на ручей Незаметный и на его препятствия.

12-30. Стартуют Черников и Аня. Они резво уходят в залив. Надо идти левее белеющего песчаным пляжем мыса. Прошли шиверку в полноводной протоке. Ветер встречный. Пасмурно. Настроение определяет погода..

14-30. Прошли сужение. Слева должно быть устье реки Анессемайоки. При выходе из сужения на правом берегу мыс с одинокой березкой. Через всю протоку песчаная мель. Народ развлекается хождением по воде, аки по суху. Аркадий отснял большую серию фотоснимков. Проход под левым берегом.

15-30. В широкой протоке шумная полноводная мель. Встали на обед на берегу озера, метрах в 100 от истока протоки, начинаюшейся шиверой. Место какое-то угрюмое, сырое и неприятное. Сразу же обнаружили колючую проволоку на земле и забор среди деревьев. В заливчике плавает ржавая бочка. К началу протоки проходит дорога. Похоже здесь брод для вездеходов. У дороги Петр видел бетонированный бункер. О пребывании военных свидетельствуют консервные банки, десятками брошенные в разных местах. Одно утешение - обилие морошки, уже спелой, и плотный обед.

17-40. Уходим и сразу вход в затяжную шиверу. На входе мелко, но воды моного.

18-00. Выглянуло солнце. Остров. В левой протоке буруны. Идем в правую.

18-05 Хорошая шивера. Слева приток. Надо заходить в шиверу по центру и смещаться под левый берег. Черников и Реут не воспользовались моей наводкой и тащили суда через мелководье. Володя и Аркадий ведут фотосъемку.

18-30 Прошли порог на правом повороте, длина около 400 м.

19-00 Подошли к порогу. Справа бом. Это первый бом на реке. Впереди резкий уклон и река упирается в основание сопки. Причалили для разведки к правому берегу. На земле ржавленные детали какого-то механизма. Как он сюда попал? У прижима накапливается наш флот. Прохождение с маневрированием по центру с уходом правее центра через скопление обливныз и надводных камней. Это уже добротный порог с хорошими сливами. Тянет на 3 кт с гаком. Провели съемки.

20-06 20-20. Под правым берегом в заливчике решили встать на ночлег. Облачно. Впереди путь через озеро. Участок "пороги" на карте оказался достаточно интересным для сплава.

Место для стоянки не самое удобное, как и на всем участке порогов. Палатки разбросаны на пятачках среди камней. Два костра. Дрова в достатке. Рядом с рекой подходит залив озера. Отсюда можно было бы сходить к устью ручья Незаметного, но заели бивачные хлопоты и желание порыбачить. Усердие мое обернулось тем, что ниже лагеря я перебросил блесну на противоположный берег. Оставил зацеп до утра, до прохождения первого экипажа.

23 июля. Погода солнечная. Река полноводная с хорошим уклоном.

12-35 Стартует экипаж Ани. Павел снимает мою блесну. Путь свободен. Проходим озеро. Справа "Клюв-гора".

12-50. Уходит плес на восток.

13-25 Прошли плесы. Справа вершина Матерта. Река сужается. В русле скала. Мы прошли слева от нее. Место изумительной красоты. Метров через 200 мы зашли в залив под правым берегом и встали на полудневку. Погода солнечная, жаркая. Купаемся, загораем, фотографируем и снимаем видео. Сергей с Эдуардом и Сашей Черниковым домоседы. Остальные отправились перед обедом на скалы и потом поднялись на господствующую высоту на левом берегу -около 200 м. Оттуда открылась долина Печенги и вид на водопад. Я отснял на видео восхождение и жизнь на скалах. После обеда добровольцы отправились на вершину Матерта (528 м.). Восхождение заняло 100 минут. За это время можно было оценить зональный характер растительности на разных высотах. С орлиного полета открывался вид на долину Печенги, ее притоков и многочисленных озер, "гору-Клюв". Водопад был невидим. Вдали угадывалась зона цивилизации с клубами дыма на металлургических комбинатах.

В окрестностях можно было встретить "бараньи лбы" скальные плиты, отшлифованные при движении ледника. Геодезический знак, установленный в виде пирамиды из стальных уголков 50мм согнут. Видимо, во время гололеда образовался нарост льда и штормовой ветер согнул стальные конструкции, но сколь мощным он должен быть. Рядом находились деревянные бревна, видимо знак первоначально был деревянным. Вокруг были обнаружены стреляные гильзы образца 1939 года, винтовочные, в углублении скалы лежали 10 гильз от автомата. Фотографы хотели сделать съемки с учетом изменения освещения. Ради этого мы провели на горе два часа. Все сотовые телефоны были использованы для связи со знакомыми и домочадцами. Особых новостей не было, что не так уж и плохо. Спуск с горы занял 40минут. Аня задавала темп движения.

В лагере нас встретили ужином. Выяснилось, что никто не ходил смотреть водопад, который должен быть в километре. Я сразу после ужина пошел на разведку. Был первый час ночи, но вполне светло. Тропа от лагеря по редколесью вывела к реке. Был простой порожек. Далее, по правому берегу, она привела к скальным обнажениям. При этом часть реки остается невидимой. С правого берега открываются скалы бежевого цвета. Перед ними выходы скал, между ними простой порог и обширный залив. Под левым берегом скальный островок. За ним надо причалиться. Ниже река сужается. Основной поток срывается в водопад высотой метра 4. Часть воды наваливается на правый берег и сливается изрядной мощности струи справа в водопадном створе, а так же стекает частично с горки чуть пониже. Метрах на 20ниже водопада белая вода в скальной щели, метров 5 шириной.. Поток, налетая на скальный остров делится почти на две равные части. Правая протока условно делится на два участка с крутым падением среди обливных острых и надводныхкамней. Увиденное не вселяло энтузиазма на прохождение. О прохождении по левой протоке мы видели в видеофильме Константина Мерзлякова. В ночном освещении порог смотрелся мрачно и неприступно. Подошел Эдуард. Поделились впечатлениями.

Решили: "Утро - вечера мудренее".

24 июля. Солнечно. Вечером Павел переправил катамаран Реута на противоположный берег залива и привязал на высокую березу. Этим он выразил протест, против того, что в прогулочном варианте можно на катамаране грести руками, ладонями вместо весел. Эдуард эту мысль высказал, когда на скалах Андрей, дурачась, увез весла от их катамарана. Из этой шутки получилась изрядная канитель и буза. В итоге Павлу пришлось самому плыть, отвязывать и буксировать катамаран. За это получил еще и внушние..

12-55 Старт. Установка - чалиться перед водопадом на левом берегу возле надводного камня. В заливе течение несильное. Чалиться можно перед самым водопадом. Обнос возможен как по левому, так и по правому берегам. При подходе мы перестраховались - причалили, увидев камни на правом берегу. Ниже их простой порог. Андрей умудрился посадить скаут на большой камень и изрядно поработал, чтобы сойти с него. Рюкзаки сразу обнесли ниже выхода левой протоки в залив. Черников пожелал пройти самый нижний слив в левой протоке. Мы с Реутом на моем катамаране прошли две ступени от приголовка острова. Аня и Павел решили проходить водопад. Мобилизовали все морковки для страховки на случай переворота. Организовали три поста страховки с левого берега от водопада до начала левой протоки. Их катамаран зашел из-под левого берега, скользнул в слив и изящно вышел в нижнем бьефе. Под восторженный крики он вошел в левую протоку и успешно завершили прохождение.

Мы с Володей поднялись на катамаране выше надводного камня, вошли в струю под правым берегом, сместились на центр. Набрали скорость. На перегибе потока возникает момент, когда открывается вид на нижний бьеф, когда гондолы наклоняются вниз. В этот момент еще можно подрулить, а после - скольжение-падение. Нос катамарана при падении заглубился. Боковая струя водопада, прошлась вдоль борта, пытаясь сорвать меня с упоров. Катамаран всплыл, я в упорах, но за бортом. Пытаюсь подняться, но не получается. Оказывается, застежка спасжилета зацепила за поперечину рамы. В "коктейле" пенной воды катамаран движется медленно, поэтому эта канитель, длившаяся секунды, не помешала нормально войти в левую протоку. После такого успешного прохождения порог, да и водопад, казались не столь опасными. Началось многократное катание по левой протоке на всех судах . Дело в том, что в начале левой протоки, ниже первого слива, вправо, почти под прямым углом, уходит резвая проточка через скальную щель. Ниже ее истока под скалой справа, желоб. Теоретически, при попадании в него может произойти оверкиль. Такая возможность вносила долю риска и остроты при заходе в протоку.

Аня и Павел решили пройти водопад вторично. Они вошли в слив без скорости и перевернулись. Все обошлось выплеском адреналина, без последствий. Это лишний раз убеждает, что аварийная ситуация всегда возможна при прохождении сложных препятствий. Выход из залива на соединение с правой протокой лучше у скального мыса острова. Проходы под левым берегом залива ограничены узкими щелями среди огромных скал. После сбоя струй ниже острова - несложная шивера и быстроток полноводной реки.

19-40 Подошли к порогу 4 - 5 кт в скалах с большим перепадом высот. Перед этим прошли несколько перекатов и красивый, мрачный каньон протяженностью метров 50. Вот бы где быть водопаду! Однако, в нем безопасно, гладкая вода. Ниже него метрах в 800 видны скальные обнажения на берегах. Остановились на левом берегу. Разведали три ступени порога пятой кт. На левом берегу место для стоянки напротив второй ступени. Разведку лучше делать по левому берегу. Камень "Постамент" позволяет прочувствовать динамику потока на выходе из второй, наиболее сложной, ступени каскада.

25 июля. Солнце. Жарко. Народ вяло собирается. Экипаж "Щуки" вызвался быть на нижней страховке, но спит на ходу. Первую ступень первым проходит Черников. Утром она не столь грозна, идется без проблем. Груженый катамаран перед порогом заходил в залив перед мысом с правого берега и разгружался. Проходил первую ступень, страхуя все последующие суда, затем шел во вторую. Это наиболее сложная ступень со сложным судовым ходом и мощной струей. Желая уйти от камней левее центра, большинство судов налетали на камни правого берега при выходе из порога, так как правая гондола не пробивала мощный вал, тормозилась, и катамаран резко бросало вправо.. Здесь обеспечили нижнюю страховку катамараном. Река разливается широко. Мелко. Струя уходит вдоль скалистого правого берега. Здесь катамараны загружались и шли в третью ступень гружеными. С центра при входе в порог приходиться уходить через камни под самый левый берег, потом на центр и смещаться левее его. Некоторые суда садились на камни. Ситуация требовала четкого чтения струи и адекватных маневров.

Затем мы и организуем нижнюю страховку. Вторую ступень мы проходим первыми и становимся на нижнюю страховку. Реут эти две ступени не шел. Он должен был стоять на нижней страховке. Вместо 9-30 прохождение начали в 13-00. "Щука", Реут и Андрей шли только третью ступень. Там же после прохождения учинили массовое купание и многократное прохождение этой ступени.

14-30 Пошли.

14-42 Прошли три переката.

15-20 Обед.

17-00 Снялись с обеда. Появились рыбаки и отдыхающие на авто и с дамами. Река одаривает высокими берегами. Слева вдали видны цистерны ГСМ. Идти надо вдоль правого берега, чтобы не попасть в обширный залив. Ниже на левом повороте встретится красивая розоватая скала. Это место очень впечатляет.

18-05 Автодорожный мост. Метрах в 800 брод. На левом берегу ж/д станция Семужная. На правом - сооружения танкодрома. Координаты: N 600 22.942". Е0300 59.510", высота над уровнем моря 53 м. Мы прошли путь в 71,9 км за 12- ходовых часов 33 минуты согласно навигатору GPS, с учетом генерализации около 86 км.

Семужная - четыре дома: багажный склад с надписью "Берегись поезда", станционное здание и два домика для персонала. Все цело, под замком и … ни души. Реут сразу стал сушить и демонтировать катамаран. У меня было сомнение в возможности выехать с этой безлюдной станции. Направили гонцов в Корзуново для изучения ситуации. К их приходу уже начался всеобщий разбор судов. Разведка установила, что Корзуново - военный городок. Встретили там посланцев весьма сдержанно. В центр ребята не пошли, получив информацию, что из Семужной можно уехать. Для тех, кому это понадобиться сообщаю, что причалить лучше у автомобильного моста к левому берегу. У дороги виднеется желтый домик КПП. Если подняться по ней метров 150, то будет переезд через ж/д, а за ним метров через 50 "зал ожидания пассажиров, приезжающих на авто". Локомотив останавливается почти у переезда, а пятый вагон, принимающий пассажиров, будет метров за 250 до него. Мы все это вызнали у местных жителей, пришедших к поезду.

В Семужной мы подсушили снаряжение и приготовили к перевозке. Поужинали в 23 часа. Перенесли имущество к багажному сараю. До часа ночи обретались там, потом получили информацию, что надо сдвинуться в сторону переезда. Здесь были ночные развлечения, в том числе бега по рельсам. Здесь Ольга была вне конкуренции. Я заглянул на местное кладбище. Есть старики под 70, а больше - под 50. Есть казенный памятник трем лейтенантам , погибших на АН-8. Порядка нет. Скученность. Кресты смотрят во все стороны, а это говорит о незнании ритуала погребения. Люди военные не обременяют себя такими предрассудками. Поезд прибыл с опозданием и это в самые сладкие часы сновидений! При посадке пришлось срочно тащить имущество к пятому вагону. Каналья-машинист качнул состав, когда у нас еще не загрузились две упаковки катамаранов. Конечно, он дал нам возможность погрузиться и расположиться в вагоне. В 02-30 поезд тронулся. В Нял прибыл в 06-11.

26 июля. Едем в поезде. По ряду соображений на Уру идут два экипажа - Аркадий Капаница, Володя Фридман и я. Реут заявил, что воды в Уре нет и нечего драться на камнях, когда есть полноводная Колвица. Аргумент важный, но его следовало учитывать еще при планировании похода, но Эдик постоянный оппозиционер и носитель смуты. Катамаран и надувная лодка "Скаут" - это неплохо. Два фотооператора и видеокамера, запас еды и хорошая картография, плюс оптимистическое настроение - это основательно и серьезно. Кстати, надо уметь действовать малыми группами. Нам напомнят законники, что при двух судах численность группы должна быть 4 человека. Критики будут правы, но где у нас учат действиям в экстремальных условиях? Где нарабатывается опыт?

Я не сомкнул глаз, ожидая Няла.

6-11 показывали станционные часы, а наши 6-18. Переносим имущество на берег озера через морошечное болото метров на 400. Сразу приступили к сборке катамарана. Аркадий быстро накачал лодку и приготовил завтрак. Солнце печет. Жарища. Мы разомлели после ночного бдения. Координаты N 690 64.324", Е 032007.646", высота 145м.

11-15 Катамаран готов. Отчаливаем. Озеро большое, ветер встречный (как всегда) и крепкий Млеем на жаре. Временами отключаешься - так одолевает сон. Безлюдье нарушила только одна моторная лодка. В районе острова мы причалили к правому берегу.

13-20 Аркадий поставил свою американскую палатку одиночку в режиме защиты от москитов и отошел ко сну. Мы с Володей полегли на густой ковер травы и отрубились. Просыпались от того, что солнце заходило в блаженную тень или налетали оводы. Комаров не было. Однажды, сквозь сон, виделась лодка у нашего берега. Видимо, здесь были сети этих рыбаков.

19-30 Проснулись. Самочувствие, как после хмельного угощения. Купаемся. Готовим обед. Приходим в себя.

21-15 Стартуем. Я решил загорать при умеренном солнечном освещении. Ветерок встречный. Слева по курсу господствующая сопка. На вершине неопознанный объект и дорога к нему. Переход по озеру малоинтересен. Справа берег пострадал от пожара.

24-00 В сужении автодорожный ж/б мост. Ниже, на левом берегу пустующие каменные дома. Про ходим еще километра три. Воображение захватывает остров - башня. Будто замок. Вблизи это призма. Одна ее проекция - прямоугольник, профиль пирамида. Рядом был островок побольше, и мы на нем заночевали

27 июля. Отошли ко сну в 02-50.

10-00 Подъем. Посмотрели наши запасы продуктов. У Аркадия множество пакетов каш быстрого приготовления. Есть сухое картофельное пюре, халва, сало, консервы, сахар, чай и хлеб, сыр и колбаса. Наш расчетный путь около 4-х дней.

13-30 Собираемся неспешно. Я впервые за время похода побрился.

14-08 Старт. Справа оставили два острова. На ЛАС-3 встретили рыбака. Он бросал спиннинг. Мы спросили насчет Уры. Он оветил одной фразой:"На Уру вы не попадете". Мы запрезирали его и пошли далее. Между прочим, с берега пахнуло дымом и запахом жареного мяса. Шашлык! За поворотом ткрылась стоянка с авто и любопытствующими персонажами. Впереди из озера должна вытекать Ура. Там же и мост через нее.

Увиденное вызвало большую тревогу. Ура сочилась, как Бахчисарайский фонтан в двух ж/б трубах. Ниже дороги было невеликое озерцо, а ведь оно кончится. Слабонервные бы начали обсуждение возможности плюнуть на такую Уру и уехать на Колвицу.

15-15 Мои коллеги перетащили посудины за дорогу и мы пошли по Уре. Лафа кончилась метров через 400. Первые три, обозначенные на карте порога, мы проводили и частично обносили. Ложе реки сформировано при воде, высотой на 0.8 м выше увиденного нами.

15-30 остров. Обносим суда до излучины. Я чувствую себя неважно. Небольшая температура. Это наказание за дня необузданного загара белого человека. В норму придешь дня через 4, когда начнет облезать кожа. Глупость не имеет возраста, вот и усложнил себе поход. Волок судов парни приняли на себя. Я переношу рюкзаки. Стало ясно, что волок надо делать до Киллярви. Впряглись и понесли через морошечное болото и заросли. Промежуточный просмотр Уры показал, что вода сочится по скальному руслу, в котором сложная комбинация плит, уступов и огромных камней при высокой воде будет замечательный испытательный полигон. Кое-что отсняли. Азимут волока 135 градусов, но склонение здесь могучее. Лучше контролировать по солнцу с помощью часов, если нет навигатора. У нас он был и проблем с выходом в точку с нашим имуществом не было. Пообедали.

16-20 Протащили суда по сухой протоке в озерцо. Слева впадает хилый ручеек.

16-40 Задержались, лакомясь морошкой. Обнос судов под 3 порог. Частично использовали небольшое озерцо.

19-15 Уходим с рюкзаками метров на 400.

20-35 Ребята несут катамаран.

21-30 Забросили лодку и катамаран по азимуту.

22-05 Шли 15 минут по азимуту.

23-20 Азимут 3300 переход 2 км. Принесли лодку и рюкзаки к стоянке у левого, крутого, берега Уры .Здесь растут толстые сосны и березы. Здесь ее русло - плиты и хаотическое нагромождение камней. Сделаны снимки русла Уры.

28 июля. Завтрак в 12.00.

12-20 Парни пошли за катамараном. Это 800м. Я к 13.00 приготовил чай, а их нет. Пришли в 13-20.

13-50 Ребята, после чая, переносят лодку. Встретили какой-то старый забор. На столбах 6 рядов проволоки. Видели следы лосей. В месте поворота реки на 90 градусов под высоким песчаным берегом образовалось озеро в форме бумеранга. Переходим Уру. Идем по правому берегу, к подножью сопки. Здесь много спелой морошки.

15-00 Ребята принесли катамаран и пошли за лодкой. Появились тучки. Быть дождю.

15-22 Ребята принесли лодку.

15-35 Перенесли суда к рюкзакам. Приготовили чай.

15-50 Принесли лодки.

16-00 Мы у рюкзаков. По прямой до них 180 м. Обед. Накрапывает дождь.

17-15 Старт с рюкзаками. В конце перехода шли по сухому руслу.

17-30 Озеро Киллярви.

18-00 Переносим катамаран.

19-00 Притащили катамаран. Использовали лужи на реке длиной до 500м. Заломы в русле обнаружены на высоте 1,5 м. Вот при такой воде здесь будет великая потеха!

Ночуем на озере. Берега озера песчаные. Места для стоянки много. Грибы.

29 июля. Устье Уры при впадении в Киллозеро. Правый берег. Ночью прошел дождь. Хоть и слабый, но в реке появилась вода. В 10.00 дождь кончился.

12-45 Завтракаем с грибами. Обследовали берега. Есть следы посещения людьми. Берега отлого уходят в воду. От зелени до кромки воды около 20 м. Это показатель обмеления.

14-45 Стартуем. 14-50.

14-50 Сухая протока в озеро. Перетаскиваем суда на 8 м на большую воду.

15-30 Подошли к волоку "Пик Тяпкина". Ширина метров 50, но надо перевалить через горку высотой метров 15. Солнце. Ветер боковой.

17-13 Причалили на пляже, что на мысу. С него виден вход в Уру.

17-48 Обед

19-35 Стартуем.

19-43 Увидели мост. Камни. Начинается сплав по Уре. На правом берегу большая стационарная палатка.

19-50 Прошли порожек перед мостом, еще шиверку ниже моста на правом повороте.

19-50 Слева карьер. Впереди опоры старого моста и что-то бурлит. Проходить под самым левым ряжем.

20-00 Слева приточек из озера. Справа скальная глыба. Ниже каменистый перекат и заводь под правым берегом.

20-14 Реку пересекает ЛЭП. Плес. Река-озеро.

20-18 Остров. Шли правой протокой. Мелко.

20-30 Прошли неплохой порог на 600 м.

20-40 Перешли озеро. Остров. Впереди сопка-голец. На правом берегу белые скалы. Это водопад на Уре. Через всю реку идет скальный уступ. Под правым берегом ж/б узкий водоотводной канал для турбины ГЭС, ныне разрушенной. Если спуститься вдоль него, то можно увидеть красивое ущелье, в котором бурный ручей. Стены ущелья круты. Мы пытались вести фото и видеосъемки. Здесь обретаются рыболовы. Обнос удобнее вести по плитам левого берега. Водопад при нашей воде не идется

21-15 Съемки.

21-45 Конец съемок.

22-00 Старт. Сразу порожек. Ниже три шиверки.

22-40 Озеро.

23-07 На левом повороте приличный 800 м порог. Становимся на ночлег на правом берегу. Впереди должен быть водопад. Видны кострища. Есть грибы. По берегу идет набитая тропа.

30 июля. Солнце. Сделал разведку. Широко разлившаяся река проходит через шиверу, сужаясь перед входом в каньон. Левая стенка отвесная высотой до 12 м, правый берег - скальный плиты разной высоты и формы. Река сужается до 8 м. В русле обливные и надводные камни. Особое внимание привлекает участок, на котором наклонные плиты с правого берега сбрасывают воду в желоб под самой стенкой. Ширина желоба при нас была менее метра, а воды на плитах почти не было. Ниже этого местечка заводь и сужение около 2, 4 м., узкий канал в монолите скал, а ниже расширение каньона и довольно энергичная шивера. Протяженность каньона 600 -700м.

Я предложил парням посмотреть каньон и определиться. Если будет опасение идти водопада, то придется обнести. Аркадий после разведки совершенно буднично сказал: "Надо идти". Его поддержал и Володя. Расход около 8 м3/час, а вот узость водопада с перепадом менее 3 м. озадачивала. Аркадий идти водопад не захотел. Сомневался, что катамаран двухметровой ширины в него не протиснется. Ширину прохода измеряли длиной байдарочного весла, но полной ясности не достигли.

11-50 Заходная шивера не представила затруднения, внутри каньона просочились, на плитах пришлось сделать проводку - очень мелко и тесно.

12-02 Перед водопадом зачалились под правым берегом. Еще раз все промерили и решили идти на катамаране. Скорость набирать не стали, следуя вдоль левой стены. Катамаран вписывался и с моего, правого, борта был запас сантиметров 30. Я довернул нос вправо, чтобы исключить зацеп с левого борта. Мы наклонились вперед и скользнули по потоку. Даже как-то буднично без заныривания в воду. Последующая шивера была напичкана камнями, но прошли ее чисто.

15-15 Ниже в заливчике по левому берегу устроили обед. Нас интересовал левый приток - Олимпийский На карте на нем было изрядно зарубок - водопадов.

17-00 Старт.

17-25 впадал в Уру тремя бурными потоками через каменисто-галечную отмель. Мы с Володей отправились на разведку притока по его левому (орографически) берегу. По берегу прошел пал и с высоты 50 - 60 метров можно было составить представление о реке, благо обзор был без помех. На километровом круто падающем участке шиверы и пороги шли непрерывным каскадом. Расход воды был сравним с расходом Уры. На правом повороте просматривался мощный порог с водоскатом около 3м через сложную комбинацию камней. Есть все основания для прогнозирования порога до пятой категории трудности. Олимпийский - очень достойное место для спортивного сплава.

22-15 Мы прошли еще несколько заурядных шивер и заночевали на правом берегу Уры, возле правого притока.

31 августа. Солнечно.

12-20 Стартуем. На расстоянии 3 км. проходим серию приятных шивер и перекатов. Воды изрядно, около 22 кубов/сек, уклон приличный, берега красивые, высокие. Останавливались для съемок. Сомнительных мест, требующих разведки, не было.

14-36 Аркадий причаливает к берегу. Здесь должна быть дорога. Он хорошо контролировал местонахождение по навигатору. Поднялись вверх по песчаному склону. Наверху стоянка и дорога. Через 4 минуты она привела к асфальтированной трассе Ура - Мурманск.

Вот и конец сплаву. Разобрали суда, устроили просушку всего имущества. Уезжать решили назавтра, 1 августа.

1 августа. Солнечно. Поднялись в 9-00. В 11-00 были у шоссе. Водитель "Жигуля" плдкинул нас с Володей на 13 км до трассы Никель- Мурманск. Отсюда через 15 минут мы стартовали в Мурманск по здешним замечательным горным спускам и подъемам. Это стоило нам по 100 рублей каждому. В Мурманске Аркадий появился в 13-30. Вгороде жарко, душно. Первое желание - ехать домой. Билеты предлагалисьна выбор. Выехали в 16-50. За ребят на Колвице мы были спокойны, а они за нас беспокоились. В Дубне сразу связался с Пашей Колесовым. Он - наш информационный центр. Эпопея закончилась успешно. Через день наши ветераны уехали по бухтам северного побережья Ладоги, прихватив Янисйоки.


замечания и пожелания: turclub@df.ru