2. Содержание отчета

2.1 Общая смысловая идея похода

2.1.1 Уникальность и новизна похода, идеологии

Постановка задачи: Стратегический замысел спортивного похода заключается в прохождении связки Тавойоки-Писта в 10-12 дней при оптимальных погодных условиях, на основе четкого сотрудничества 4-х групп с участниками разной спортивной квалификации. Поскольку не имелось сведений о препятствиях на р.Тавойоки рассматривалось использование разных судов катамаранов (К-6, К-4, К-2, ЛАСа и ПСН-6). Три четко различимые этапа маршрута - Тавайоки-Пяозеро и р.Писта делают поход разнообразным, интересным и спортивным.

Уникальность похода заключается в подтверждении гипотезы о существовании в Карелии рек с препятствиями V-VI к.с., которые можно рекомендовать для проведения мероприятий по подготовке кадров высшего мастерства, для проведения соревнований и развития спортивного туризма в рыночных условиях.

Пройдена часть реки, сочетающую высокую плотность препятствий высшей категории сложности и простых шивер, трудных для прохождения при малой воде. Большое количество водопадных сливов и крутых водоскатов, даже при малом расходе, требует переосмысления представлений о безопасности и технике преодоления водопадов и каскадов препятствий.

Тактический план прохождения Тавойоки был построен нетрадиционно.

Четыре туристские группы, подготовленные к автономным действиям, сотрудничали на разных участках реки, работая на общую задачу. Выход на реку сделан не с верховий, а с середины, куда удобно заброситься автобусом. С места заброски на верхние пороги ушла штурмовая группа с двух, четырех и шестиместным катамаранами и запасом продуктов на 4 дня. Большие катамараны легче проходят водопады, соизмеримые с их длиной, а малые удобно использовать для страховки.

Пеший выход в верховья реки позволил вести просмотр препятствий, определять ориентиры и места для базовых лагерей. Когда возникло сомнение в прохождении порога-водопада "Конец света" была сделана разведка верхних препятствий. Видеть Большой завал и порог Московский было достаточно, чтобы отказаться от дальнейшего продвижения по реке в поисках сплавного участка.

Участие 3-х катамаранов позволило обеспечить глубокую разведку, надежную страховку, фото и видеосъемки.

2.1.2 Идеология первопрохождения

Туристские каноны обязывают сначала обкататься на простых, а потом уж и на сложных порогах. Мы хотели иметь дело с красивыми и сложными порогами, но то что открылось восхищало и подавляло. Здесь сразу предлагается бросаться в водопад. При аварии, весьма вероятной, могут быть тяжелые последствия и экспедиция может на этом закончиться. Если не суметь пройти этот порог, то и другие придется обносить. Зачем тогда вся эта канитель?
При прохождении Тунтсайоки мы начинали сплав на катамаранах с прохождении порогов V к.с. в начале каскада порогов. Морально не были готовы идти порог "Сомнительный" на р.Кунстайоки и на входе в порог катамараны провели; то же было в пороге "Тесный". Там же отработали прохождение судов с двумя гребцами. По карте выходило, что начинать прохождение Тавойоки придется с водопадных сливов.
По мере изучения порога "Конец света" становился менее страшным и появилась уверенность: "Пройти можно!" Хотелось на скорости, в красивом полете, а пришлось падать с нулевой скорости. Что обнаружилось? Пустой и управляемый катамараны почти одинаково заваливались направо и не перевернулись. Вывод из этого - перед прохождением полезно проследить движение судна без людей.

Вспомогательные группы Черникова А.Н. и Любимцева А.А. приняли экспедиционный груз, предназначенный для сплава по р.Писте. Это облегчило штурм порогов Тавойоки. Ни карта, ни местные знатоки не предсказывали шивер и порогов, ниже моста, а Дьяка оказалась непригодной для сплава.

2.1.3 Спортивная задача

Хотелось соединить и спорт и отдых и общение. Поэтому короткую Тавойоки, на 20 км по карте падающую на 160 м, удлинили Пяозером и дополнили рекой Пистой. Ожидалось, что она достаточно красива и спортивна.

Если на Тавойоки выделено 24 препятствия от второй до VI к.с., то на Писте пять порогов можно отнести к V категории сложности и следуют они каскадами один за другим. Соединение двух таких рек в Карелии явление уникальное. Можно и нужно изменять взгляд на категорию сложности маршрута, и для повышения мастерства ввести накопительный принцип на основе опыта прохождения отдельных классифицированных препятствий. Туристов с опытом Мсты на эти "Тройки" выпускать нельзя. Это полноценная "пятерка", а по высокой воде и "шестерка".

2.1.4 Экономическая сторона проблемы

Сотрудничество большого коллектива позволяет экономнее использовать средства. Дешевле обходится питание, можно вести оптовые закупки. Возникают льготы при групповом проезде по ж/д и в самолетах тоже. При четкой организации лучше решаются частные задачи.

Мы можем выполнять договорные работы на маршруте, но при существующей организации заказов нет. Дубненский клуб туристов будет проводить через Интернет идею сотрудничества туристских групп в одном районе путешествия, работы по единому проекту. Приглашаем к сотрудничеству желающих.

2.1.5 Социальная сторона проблемы

Местные власти и профсоюзы при организации отдыха детей и трудящихся традиционно признают только дома отдыха и то, что раньше было пионерскими лагерями. Наши призывы поддерживать спортивный туризм через клубы и секции так и не слышат. Ныне подростки 14-17 лет оказываются в положении, когда зарабатывать им негде, а детских льгот их лишили. В социальном плане создаются условия для образования группы риска. В нашей экспедиции были три семьи, которые постоянно ходят в спортивные походы и имеют моральное право на социальную поддержку. Хотелось бы эту проблему донести до коллег из других городов, чтобы содействовать воспроизводству туристских кадров и воспитанию крепких волей, верой и здоровьем детей.

2.1.6 Снаряжение для экспедиции

Для сплава использовали сплавсредства с разными характеристиками: Сравнение характеристик судов разного класса при движении по озерам и водохранилищам на веслах и под парусом, при прохождении водопадных сливов до 6 м, узостей и порогов с разными уклонами и расходами воды, мелководных шивер может заинтересовать разработчиков туристского снаряжения, туристов и специалистов. Короткий волок заставил подумать об учете веса туристского снаряжения, рациональной организации питания и организации движения.

2.1.7 Предпоходная подготовка

В предпоходный период была собрана информация по избранному туристскому району, рекам Тавойоки (Таванге) и Писте. Сведения из Интернета, переписка с национальным парком Панаярви и автопредприятиями позволили выработать рациональный план проведения похода, включающий первопрохождение реки Тавойоки и сплав по реке Писте при малых затратах времени и денег на внутримаршрутные переезды. Заказ автобуса для группы в 20 человек оптимален по стоимости. На прохождение верхних препятствий Тавойоки планировалось три катамарана - 12 человек с запасом продуктов на 4 дня. Вниз от моста, в ожидании легких препятствий, пошли 11 человек с экспедиционным запасом продуктов.

Встреча была назначена на 5 августа, на левом берегу перед озером, а 8 августа в 15-00 у моста в Софпороге нас должен был встретить автобус для заброски на реку Писту.

Идея трех базовых лагерей оказалась плодотворной: на Райской поляне, над водопадом порога "Конец света", на Дубненском каскаде порогов и на мысу, перед Пяозером.

Опытный завхоз организовал питание оптимально. Грибы, ягоды и рыба стали приятным приложением к столу при трехразовом приеме горячей пищи.

Ненапряженный режим движения был принят с учетом устойчивой солнечной погоды и возможностью сдвинуть ходовое время на вечер - ночи то белые. Расслабление в обед - это рыбалка, кормежка на ягодниках или мелкий ремонт. Микроклимат в коллективе был оптимистично устойчивый, а два лидера гитариста и любители пения услаждали песнями по вечерам всю компанию. Основной состав экспедиции совершают совместные походы в течение 10-15 лет, так что вопросы физической и технической подготовки, снаряжения и медицины были отработаны.

Болезней и трамв среди участников похода не было.