Перед выездом нашей экспедиции мы провели подготовку:
Удивляло, что наши опекуны встречали и провожали с искренней радостью, как родственников.
В национальном парке при телефонном разговоре нас заверили, что граница на замке и через систему нас не пустят.
Ершов С.М. писал в письме, что с пограничниками он договорится о проезде на Таваярви.
На выезде из Софпорога обстоятельную проверку с вручением списка с паспортными данными мы проходили при заброске на Тавойоки и на Писту.
В Калевале мы к пограничникам не заходили, а они нами не интересовались.
Проблема с системой способствовала заброске к мосту на Тавойоки, что оказалось исключительно полезным.
На двух реках с людьми из рыбоохраны мы не встречались. Знаем, что местным лицензия на ловлю сорной рыбы выдают за 7 рублей на одни сутки.
Браконьеров встречали перед нижними порогами Тавойоки, на Писте рыболовов мало. Местные жители права рыбинспекции чтут.
С 8 на 9 августа был первый заморозок с образованием льда.
На Тавойоки в час ночи можно было читать - белая ночь. На Писте, на Вайкульском озере, при пасмурной погоде в 21 час было сумеречно темно. Закаты здесь менее экспрессивные чем на р.Пече или на Тумче.
Отмывка на скалах и высота заломов указывают на паводковый уровень воды. Он может быть выше уровня 1999 г. на 1,5 м. Это изменит облик и мощь порогов, их убойность.
При указанной погоде можно было обходиться минимумом личного и общественного снаряжения:
С.В.Ершов, рекомендуемый Сергеем Жуковым в Интернете (zhukov@cat.icp.ac.ru) в письме сообщил, что Тавойоки обычная карельская река, водопадов нет. Он встретил нас в Лоухи и предложил ужасно дорогие автоуслуги.
Из национального парка ответа на наш запрос не поступило, но по телефону договорились о транспортном обслуживании по приемлемой цене.
Штурмовую группу из 6 человек оформили в МГКТ, а три другие в МКК Дубненского городского клуба туристов. Порядок взаимодействия групп был отработан ранее и поэтому был обеспечен прочный запас по туристскому опыту.
С катамаранами была напряженка до последнего дня. Появление катамарана "Магриб" сняло все проблемы. Был вариант использования ПСН-6, оборудованного для прохождения сложных порогов - дуги откидываются на нос и корму, тамбуры завязывают.
Завхоз, медик, видеоператор, штурман и капитаны имели достаточный опыт, дети имели опыт сплава по Подмосковью и Тунтсайоки-Тумче.
Руководитель давал задания участникам в соответствии с функциональными обязанностями и план-графиком подготовки к походу. Координация действий в Дубне и Москве прошла безболезненно - сотрудничаем давно.
Появились у нас и молодые люди, желающие повысить мастерство. Они удачно вписались в коллектив и прошли нашу школу подготовки кадров.
+==============================================================================+ | N | Что сделать | Исполнитель | Сроки готовности до отъезда | | | | | Н е д е л и Д н и | | | | | 8 6 4 2 7 5 3 2 1 | +==============================================================================+ | 1 | Выбрать маршрут, изучить | Руководитель | ххххххххх | ! ! ! ! ! | | | | | | | ! ! ! ! ! | 2 | Комплектация группы, оп- | Руководитель| ххххххххххх ! ! ! ! ! | | ределение обязанностей | | | | | ! ! ! ! ! | 3 | Подготовка карт, лоции | Штурман | ххххххххххххххххх ! ! ! | | | | | | | ! ! ! ! ! | 4 | Подготовка документов для | Руководитель | ххххххх | ! ! ! ! ! | | МКК | | | | | ! ! ! ! ! | 5 | Заявки на финансирование | Руководитель | хххххххххххх ! ! ! ! ! | | | | | | | ! ! ! ! ! | 6 | Переписка, заказ автобуса | Руководитель | |ххххххххххххх! ! ! ! | | | | | | | ! ! ! ! ! | 7 | Покупка ж/д билетов | Казначей | хххххх | ! ! ! ! ! | | Сбор денег с участников | | | | | ! ! ! ! ! | 8 | Подготовка судов и обще- | Капитаны | хххххххххххххххххх ! ! ! | | ственного снаряжени | | | | | ! ! ! ! ! | 9 | Подготовка личного | Участники | ххххххххххххххххххх ! ! | | снаряжения | | | | ! ! ! ! ! |10 | Купить и расфасовать про- | Завхоз, | | | ! ! ! ! ! | | дукты по суточной раскла- | участники | | | !хххххххххх! | | дке. Транспортная упаковка | | | | ! ! ! ! ! |11 | Купить и приготовить пи- | | | | ! ! ! ! ! | | тание в поезде | Завхоз | | | ! ххххххххх! |12 | Оформить и упаковать доку- | | | | ! ! ! ! ! | | менты, деньги и пр. | Участники | | | ххххххххх! ! |13 | Контроль исполнения | Руководитель| хххххххххххххххххххх | | | | |14 | Проезд в поезде. Занятия | | | | по теории. Дискуссии и пр. | Участники | +==============================================================================+
Подкачивали "лягушкой" и через трубки ртом. Наши катамараны честно служат уже 12 лет.
Два катамарана имели металлический набор каркаса. Это груз и габариты, но, быстрая сборка.
Искали мы оптимальную жесткость гондол. На мелких шиверах гондолы не поддували, уменьшая глубину их погружения. При прохождении Дубненского каскада это позволяло разгоняться перед водопадными сливами, но пробили вкладыш в гондолу когда она оказалась между рамой и камнем при ударе в сливе.
Каски использовали хоккейные и строительные, спасжилеты разные - САЖ и нагрудники, самодельные пенопластовые.
В единичном экземпляре были: пила двуручная, гитара, тент, видеокамера, флаг. Паруса делали из подручных средств.
Нож, спички, компас, малая аптечка у каждого.
На гладкой воде тяжело шел "Магриб": он почти квадратный в плане, идти без руля или шверта по гладкой воде невозможно, при большой парусности трудно удерживать на курсе. Заглубление гондол достаточно большое и по мелким шиверам приходилось проводить.
Наличие судов с разными характеристиками позволяло уверенно преодолять препятствия на маршруте, обеспечивая достаточную надежность и безопасность.
Задача на каждый день ставилась с вечера, уточнялась в обед.
Никто никого не погонял!
Обед занимал 2-3 часа. На ночлег становились с учетом выполнения задачи в интервале от 19 до 22 часов. Песни пели до часа ночи.
Атмосфера доброжелательно сотрудничества сохранилась до конца похода. На озерах катамаран Злобина А.Д. развивал большую скорость, "Магриб" шел тяжело, особенно против ветра.
Верхние пороги Тавойоки шли с береговой страховкой первого экипажа. Нижний экипаж страховал подходящий. На шиверах катамаран проводили, ссаживая часть экипажа. Гребец сидел между гондол на раме и при посадке на камни спрыгивал и волок катамаран. Аварийных ситуаций на Тавойоки не было. На озерах шли на зрительной связи, собираясь вместе на островах и на обед. На Писте Павел Колесов шел на RZ. Это было удобно для видео и фотосъемок. Его мастерство управления байдаркой не вызывало сомнения и мы даже стали привыкать к тому, что он замыкает движение после съемок.
13 августа, пятница. Год назад в этот день я кильнулся с Юрой Кирюхиным на его катамаране в пороге Коллайдер на реке Пече, а лет 18 назад был за бортом ПСН-6 и через час кильнулся через корму в районе Билютинских порогов на Китое. Больше таких неприятностей со мной не было.
Я утром об этом сказал за завтраком и предупредил всех быть внимательными к страховке и безопасности.
13-05. Порог Имисев. Около 70 кубов в секунду прорываются через скальное ложе по водоскату по углом до 20o. Обливные камни на входе, пучности валов и бочки. Вал до 1,5 метра. Разведка велась от стоянки, через приток, по крупным скальным обломкам. Ниже первой ступени порога заводь с уловом под правым берегом.
Поставлена задача: экипаж Злобина А.Д. проходит первым и становится ниже слива под правым берегом на страховку. С коротким интервалом идут Черников А.Н., Реут Э.Ф. и Кирюхин Ю.А. так, чтобы в кадре было несколько судов. Все чалятся в улове нижней ступени. Эта установка была выпольнена.
Паша долго упаковывал оптику, застегивал фартук. Погода пасмурная, готовая разразиться дождем. Кирюхин бросает спиннинг, смещаясь во вторую ступень. У него зацеп в сливе. Он сказал Реуту Э.Ф., что пройдет на катамаране вторую ступень и ушел. Было видно как их мотнуло и они пропали из глаз, а потом выкатили на гладь подпорожья.
Паша,наконец, в байдарке, проходит сливы. Его фотографируют и он заходит на чалку. Потом выруливает и входит во вторую ступень. Мелькают весла, потом он скрывается за перегибом русла. Булах кричит: "Паша перевернулся!"
Двойка Реута Э.Ф., а за ним и наш катамаран пошли в погоню. Вторая ступень более узкая, с мощной бочкой на входе и мощными валами.
Двойка занялась Пашей. Мы отбуксировали байдарку к левому берегу. Нам сказали что Пашу отогревают. Мы разгрузили RZ, вылили воду. Слили воду из нескольких мешков, потащили мешки Паше.
Переодетый в сухое, укрытый теплыми куртками он сидел, посеревший на спасжилетах перед костром. Его лихорадило. Это дань шоку. Я стал задавать ему вопросы. Он пространно отвечал, повторяясь. При шоке важно чем-то отвлечь человека, разговор очень полезен. Прояснилась ситуация, причины и мотивы поступков, а так же то, что происходит в неблагоприятные дни.
Павел, педант и аккуратист, упаковал оптику, каску и спасжилет в байдарку, загерметизировал и пошел в первый слив. На входе у него оборвался штуртрос, но он чисто проходит ступень и намеревается зачалится. Потом, решил пройти вторую срупень. Перед бочкой, на бульнике, его опрокидывает. Он освобождается от фартука, вываливается из байдарки. В бочке его несколько раз пинает байдарка. Он от нее отталкивается, несколько раз перекувыркивается через голову. Его тащит по валам. Он удерживается на спине, ногами вперед. В подпорожье быстроток с воронками. Они затягивают, он выплывает. Чувствует как теряет силы. При вдохе в рот попадает вода. Он ее проглатывает. В этот момент подоспела помощь.
На вопрос: "Чем он объясняет свое поведение?" - отвечает: "Собственной глупостью. Пока тащило по воронкам сто раз вспомнил про спасжилет!"
Паша восстанавливался нормально. Пообедали. Он стал хлопотать над подмокшей оптикой - надо было удалить влагу с диафрагмы в объективах, остальное поправимо!
Дыру в байдарке залепили. Загрузили. Паша сказал, что пойдет один. Дальше он шел между двух катамаранов - вдруг скажется последствие стресса. Порог Талии. Байдарку обнесли. Обнесли вход в порог Харви, вторую часть он прошел чисто.
В отчетах неохотно сообщают об авариях. Я приглашаю проводить тщательный разбор каждого случая, выделяя субъективные и объективные предпосылки и причины. Очень важно понять логику выживания и поведение человека в экстремальных условиях и действия спасателей, учиться на чужом опыте.
Для спасработ использовали "морковку", наливную гирю и катамаран при нижней страховке.