Сроки: 29 июля - 17 августа 1999 годаСредства сплава: катамараны, ПСН-6, ЛАСы
Количество участников - 18 человек
Маршрут: Дубна - Москва - ж/д станция Лоухи заброска на озеро Куорикъярви - сплав по р. Тавойоки, заброска на оз.Кимасъярви и сплав по рекам Валде и Писте до оз.Корпиярви. Сплав - около 100 км. Посещение Калевалы и Соловецких островов.
Руководитель экспедиции Злобин Александр Дмитриевич, Мастер спорта СССР по туризму.
Адрес: 141980, Московская область, г.Дубна ул. Энтузиастов, дом 11а, кв. 67.
Обоснование выбора района и маршрута экспедиции.
Московские и дубненские туристы с 1996 года прошли и сделали описание маршрутов по рекам Тунтсайоки - Тумча, Кутсайоки - Тумча, Гирвас - Печа.
Короткие реки с крутым падением и расходом, зависящим от поверхностного стока, еще не исследованные и не описанные туристами, находятся между государственной границей с Финляндией и Кумским водохранилищем. Заброска в истоки речек затруднительна и дорога, поэтому перспективный для спортивного туризма район остается недоступным.
Озеро Тавоярви, урез 267 м, протокой соединяется с озером Куоринкъярви, из которого вытекает река Тавойоки. В месте планируемого стапеля проходит линия связи и дорога, не имеющая ни начала, ни конца. То ли это зимник, то ли наследие войны, то ли результат секретности в картографии. На север от стапеля в 6 км господствующая высота Нуорунен (520 м), на юго-востоке - Укутунтури (412 м). Тавойоки с севера огибает массив высоты 377 м.
На первых 7 км 3 порога при перепаде высот 20м и расходе около 20 метров куб. в секунду. Пороги 3,4,5 находятся на 1 км. Для ориентирования удобны протока, слева, из озера Сикаярви, озеро в 1 км ниже по курсу 150o. Справа устье короткой протоки, а ниже по берегам просека север-юг. На севере высота 301 м в 2 км по просеке. Впереди серия порогов (6-14) до острова на реке.
Учитывая это, экспедиция планирует сплав с использованием катамаранов, ПСН-6 и ЛАСов, поскольку есть опыт сплава на таких судах. Кроме этого приток реки Тавойоки - Дьяка, имеет каскад из 19 порогов при малом расходе и крутом падении 160 м на 20 км. Локальные уклоны могут быть значительно больше, следовательно пороги могут быть серьезными. При высокой воде здесь может быть трасса для соревнований по технике водного туризма. Особый интерес представляет правый приток, река Дьяка, с 5 порогами при значительно меньшем расходе и уклоне 40 м на 6 км. Можно организовать сплав по этим порогам штурмовой группой с минимумом груза и снаряжения, а потом соединиться с основной группой.
Выход с маршрута возможен от устья реки Карманга по дороге, автотранспортом до озера Кимасъярви, катером или вертолетом.
Расчет времени по оптимальному вертолетному варианту:
1. | Поезд Москва - Лоухи | - | 1,5 | сут. |
2. | Лоухи стапель на р.Тавойоки | - | 0,5 | сут. |
3. | Стапель | - | 0,5 | сут. |
4. | Сплав по Тавойоки | - | 2,0 | сут. |
5. | Переход на Дьку и сплав | - | 2,0 | сут. |
6. | Вертолет на оз.Кимасъярви | - | 0,5 | сут. |
Всего | 7+2 | запасных дня |
От устья Тавойоки до п.Софпорог около 50 км - это два дня тяжелой гребли, если не будет встречного ветра.
Ведется проработка всех возможных вариантов заброски по переписки с местными жителями и автопредприятием в Лоухи.
Вторая часть маршрута экспедиции - сплав по рекам Валда-Писта. Сплавной участок 84 км, 34 препятствия. Есть информация о прохождении туристами. На сплав планируется 6 дней и один - резервный.
Сплав кончается у моста шоссе на Калевалу. В Калевале планируется посещение культурного центра.
Маршрут экскурсионный:
Кемь - Соловецкие острова на три дня.
Сутки в поезде и один день резервный.
Вся экспедиция рассчитывается на 19-20 дней.
Смета расходов:
Проезд по ж/д в оба конца | - | 350 | руб | |
Расходы на автотранспорт | - | 120 | руб | |
Расходы на вертолет | - | 340 | руб | |
Питание 40 х 20 | - | 800 | руб | |
Прокат снаряжения | - | 400 | руб | |
Прочие расходы | - | 200 | руб | |
Итого: | 2210 | руб | на участника |
Задачи экспедиции:
1. "Распечатать" труднодоступный район с целью выхода на реки с препятствиями высшей категории сложности, пригодных для учебно-спортивных туристских мероприятий, для развития социального туризма.
2. Оценить потенциал туристских ресурсов для развития туристского бизнеса, для применения новых транспортных средств и технологий.
3. Отработать взаимодействие малых групп, действующих по единой программе в автономном режиме.
4. Испытать новое туристское снаряжение, спассредства.