Техническое описание прохождения маршрута, дневник
Куржма
Нижняя Войница - сплав по стоячей воде. Кто-то расслабился, а иные
считали нецелесообразным из-за каких-то трех порогов идти на Куржму. Было
решено, что руководитель, катамаран двойка и "Егерь" идут на Куржму и за
сутки должны ее пройти в экстремальном режиме, либо вернуться попутным
транспортом для встречи в поселке Войница. Юра Кирюхин предложил пройти
Куржму за один световой день (часть реки мы видели из автомашины при
заброске на реку Войницу) - только с суточным запасом питания. Едва удалось
убедить его взять две палатки и два спальника. Он даже не хотел брать
ремнабор: "Некогда клеиться!"
А если порвемся?
Уйдем на дорогу.
6 августа пять человек стартовали от моста на Войнице на реку
Куржму. День был воскресный, движение на трассе вялое, но к нам подъехал
житель Войницы Василий Егоров на красном микроавтобусе и за 100 рублей
доставил до моста через Кужму у "системы". Через три часа, после плотного
обеда, катамаран и байдарка "Егерь" стартовали.
Скорость течения на шивере около 2 м/сек, расход около 9 кубов/сек,
предстоит сплав с перепадом высот около 60м. Мы видели с дороги только один
порог, Коливи, но он смотрелся внушительно. Что-то будет!
16-00 Старт от моста. Порог ОИЯИ. Это скорее шивера метров на 300.
16-15 Остров. Ждем "Егеря" 15 минут. Разведка доносит - впереди Злобный
разбой и озеро. Если в протоках появятся завалы, то будет большая морока.
16-40 Прошли узкие протоки среди высоченной травы. Если возникнут
заломы - канители не оберешься! Озеро. Лебеди.
16-47 Вход в исток из озера.
17-00 Низкий мост. Обнос. Купание. Вышли в 17-25.
18-22 Быстрина. Разлив. Курс северо-восток.
18-35 Мост деревянный и простой порог. Остров. Пошли в 18-55.
18-55 Короткий порог. Ниже остров с березками.
19-35 Прошли порог 3 к.с., трехступенчатый, длиной 250 м.
19-58 На левом повороте (восток) - порожек. Это начала Дубненского
каскада из 5 ступеней:
- Кандидат, на правом повороте.
- Профессор, на левом повороте до скальных выходов на берегах.
- Академик, жолоб около 60 метров и водопад около 3 м.
- Атлас, разгонная шивера и водоскатом.
- ВВП - воссияйте, все прошедшие. Это типичная шивера без выраженной
основной струи и судового хода. Шли маневрируя.
Этот каскад протяженностью около 2,5 км. испытывает экипажи на прочность. На
каждой ступени можно зачалиться. В водопаде судно заныривает глубоко, экипаж
уходит под воду с головой, но после этого можно зачалиться под левым берегом.
Это самое опасное место на пройденной части маршрута. Вход в ступень "Атлас"
через каменную гряду очень труден. Шкуродер. Далее идет разгонная шивера и
под бомами с левого и правого берегов - водоскат метра 2,5. Чалились к правому
берегу.
Заключительная шивера метров 350 нашпигована обливными и надводными
камнями в изобилии, несколько раз снимались с камней. При высокой воде этот
каскад нормальная шестерка! Если появятся бревна - прохождение усложнится!
Ниже порога заночевали. На берегу видны развалины домов. Сделали
запись на затесе о прохождении порога. Метров через 400 приток справа и
железобетонный мост.
7 августа стартовали в 10.00.
12.00 Подошли к порогу Хирви на правом повороте. Это неплохой порог
5 к.с., но короче Дубненского каскада и без водопада. Проходили по центру и
в правой половине русла.
12.50 Порог Каливи 5 к.с. длиной около 150 м и перепадом около 6 м.
Заходили по центру и в водоскате уходили влево. Дорога подходит к самому
порогу. Отсюда можно уезжать. Мы решили пройти далее.
13.50 Мост автотрассы. Впереди озеро и поселок Войница. Ориентирование на
заросшем осокой и камышом озере среди острово и проток затруднено. Следили
за наклоном травы в протоках.
15.15 Встали на мысу. Пообедали. Узнали у местных где наши ребята.
16.00 Наш бивак у моста через протоку в поселке.
За 8,8 часа от "системы" до поселка пройдено 34 километра с 10 порогами, в
том числе один каскад из пяти препятствий, на которых сработано падение в
60 метров. Лучше проходить Куржму на двухместных катамаранах и надувных
байдарках типа "Егерь".
Экстремальный режим прохождения Куржмы состоялся. Гарантия безопасности -
проходящая вдоль реки автотрасса и "разминка" на Войнице. Режим экстремального
сплава имеет прикладное значение, да и повышает спортивность, требуя
от туристов должного опыта и мастерства.
|