Техническое описание прохождения маршрута, дневник
Войница
Первое препятствие - разрешение на прохождение через "систему". Она
представляет собой столбы с колючей проволокой, датчиками и контролльно
-следовой полосой.
До выходу на нее было неясно, можно ли выйти по реке к официальному проходу
через это заграждение. На месте оказалось, что заграждение под мостом ныне
разрушено ледоходом и при должной осторожности под ним можно провести
байдарки и катамараны, если в ближайшее время его не восстановят. Будьте
осторожны - здесь везде колючая проволока!
Дороги, упирающиеся в ворота "системы", запирают на замок. Вот откуда пошло
выражение:"Граница на замке".
Ныне ситуация такова: в визовом отделе милиции пропусков в погранзону не дают.
Рекомендуют заготовить списки группы с указанием паспортов и прописки (4 - 5
копий), а на месте договариваться с пограничниками в Калевале, а лучше с
начальством в Москве, о заброске через "систему" в верховья этих рек.
- туристы для пограничников - головная боль, у них своих проблем
предостаточно и потому за "систему", без указания свыше, они пускать не
намерены.
Для решения проблемы надо обратиться за разрешением к пограничникам
в Калевале (с 9 часов утра). Они предупредят посты и тогда можно ехать далее.
Впрочем, знатоки этих мест проезжают к реке до "системы" по грунтовым дорогам,
минуя КПП.
Частные извозчики на микроавтобусе за 1200 рублей подрядились
забросить 8 человек с грузом до железного моста на реке Войницы (у "системы").
Стартовали в 1-30. По пути лопнули сначала левый, а потом и правый задние
скаты. К счастью, нас нагнали наши коллеги на вахтовке и в 7-15 утра мы все
собрались на въезде в Калевалу.
Из Калевалы до реки Войницы автомашина КАМАЗ стоила нам 500 рублей.
Пограничники разрешили сплав от "системы". Одна группа ехала по
автотрассе вдоль Куржмы до КПП и, потом, по объездной дороге до железного
моста у "системы" (фото ). Вторая группа ехала по благоустроенной дороге,
указанной на карте, до озер Рысто и Шари. Таким образом верхние пороги
Войницы оказались недосягаемы, а жаль!
Место у моста неуютное - масса проток, колючая проволока, лес - чащоба
и потому пришлось расположиться рядом с дорогой у "системы", на правом берегу.
Группа Григорьева В.Н. расположилась на мысочке, между рекой и болотом, на
левом берегу. Следов пребывания туристов не замечено. После 18 часов лютовала
мошка. Тут-то мы и оценили достоинства репеллентов!
После разведки озера Шари пришли к мысли, что там стоять куда комфортнее, но
неясно как полноводен ручей, вытекающий из него в Войницу. Его устья при
сплаве по Войнице не удалось заметить.
Лето 2000 года было сухое и вода в реке была ниже зелени на
берегах на 40 см., паводковые наносы висели на высоте 1,2 м, камни
обнажились, проходы между ними усложнились. При расходе около 12 кубов/сек
можно было проскальзывать даже в самых засоренных камнями местах.
Сплав начался с мелководного порога в 11-48.
Прошли два острова по левой протоке, оставили мелкие острова под
правым берегом, остатки деревянного моста, сорванного паводком. Ручей из
озера Шари остался незамеченным в травяных зарослях. Лагуна слева и вход в
озеро Коко после 20 минут сплава. Выход из озера прост. Справа возникают
лагуны - штуки 4, но уток на них нет.
Мы были наслышаны о 13 метровом водопаде (местные называют его Куми) ниже озера Коко и шли осторожно.
Через 40 минут увидели скалы и причалили к левому берегу для разведки. Это
порог Коко. Река прорывается через скальные обнажения горного хребта. Три
ступени порога четко выражены на 400 м участке.
Первая ступень - гряда обливных и надводных камней. Приемлемый проход правее
центра осложнен зависшим бревном. Разгрузились, отнесли рюкзаки в базовый
лагерь ниже 13 метрового водопада Куми. Отобедали и начали прохождение с
обноса катамаранов на входе порога по правому берегу.
Два катамарана группы Ражева Н.В. провели и поставили на страховку ниже порога.
Обнесли катамаран - четверку при заходе в порог до бома на правом берегу.
Далее предстояло идти либо под левым, либо под правым берегом. Под левым -
предпочтительнее, воды больше в коротком сливе. С нулевой скорости мы могли
туда и не попасть. В итоге довольствовались переползанием по обливным камням
в правой протоке, заныриванием в метровый слив, после чего можно было
зачалиться.
Левый берег - бом. Ниже шиверистый, второй участок. Шли маневрируя под самым
левым берегом. На сложных участках я заранее закрепил белые и красные флаги,
чтобы ориентироваться с воды для захода влево или вправо.
Третий шиверистый участок с крутым падением не имел явно выраженного
судового хода - пришлось маневрировать среди камней. На крутом левом,
заключительном повороте шивера заканчивалась сливом через каменистую мель.
Оптимальный проход - идти по струе, смещаясь к каменистому острову. На
каменистом мелководьи эту линию движения мы не выдержали и прошли под самым
левым берегом. Далее пришлось проводить катамаран через частокол надводных
камней.
Последующие прохождения судов отличались только чистотой - большим или
меньшим количеством посадок на камни.
Маршрут начался сложными порогами и постановкой промежуточного лагеря ниже
водопада Тухка. Кухню устроили ниже водопада. Это оказалось непрактично -
дров много, но сырые от водяной пыли, бегать на высокий, 15 метровый берег
к палаткам быстро надоело. Цена тому - обед длился три часа, а прохождение
порога затянулось до 21 часа. Начался дождь и продолжался весь следующий
день. Тут-то кухню и подняли к палаткам, оборудовали тентом и она стала
уютной кают-кампанией.
У руководителя вечером поднялась температура. Он принял фирменное
лекарство Павла Колесова, фервекс, и к вечеру окалемался, даже сходил на
разведку.
Вдоль реки идти тяжело - чащоба, болота с морошкой, зато поверху идет
лесовозная дорога. С высоченного берега открывается вид на водопад, но с
расстояния в один километр. На ближайших двух километрах реки препятствий
не обнаружено. Если не любоваться водопадом и не пытаться его проходить, что
не исключено, то необходимости в базовом лагере нет.
Утром 3 августа порог прошел, без обноса при входе, Алексей Булах на
"Егере" и потом еще раз с Юрой Кирюхиным на катамаране-двойке. Юра едва не
ударился головой о нависшее над водой бревно. Это подтвердило обоснованность
обноса гребенки камней при входе в порог.
13-ти метровый водопад ниспадает двумя потоками в первом каскаде. Левый
поток падает в водобойный колодец. Ниже эти потоки сливаются и по каменному
жолобу устремляются метров с 6 во второй каскад. Ниже - мятая вода и выход
через каменистую мель. Есть слухи, что кто-то проходил этот водопад в 1999 г.
Ныне уже ничему не удивляешься - можно пройти, если поработать на верхних
порогах на этой реке. Это не "Маманя" на Кутсайоки, но и не "Конец света" на
Тавойоки.
К сожалению, нет точки, с которой можно бы увидеть водопад во всей красе.
Мощным телевиком его можно снять с кручи левого берега, но это почти с 1000
метров!
Ниже водопада затяжной плес. Встречаются коряги, расчески, лагуны.
Порхают утки. Через полчаса прошли перекат при повороте на юг, а через 5 минут
встали перед порогом. Это порог "Тайвал". Скальные острова делят реку на
три протоки.
Левая, наиболее длинная, начинается энергичными сливами, потом успокаивается
перед водопадными сливами с обливных глыб. Там идти неясно как да и
проводить между огромными камнями в потоке - не мед.
Центральная протока - почти 5 метровая плита, по которой стекает
слой воды до 5 см. Здесь можно провести суда, но это неспортивно. Внизу
немыслимо забитый камнями участок - шкуродер.
Правая протока с крутым падением, водоскатом около 1,5 м и прижимом
на ряжевую стенку правого берега куда интереснее. Поток прорывается через
ряжевую стенку, создавая подсос, а это уже опасно! Решено проходить здесь,
а чтобы уйти от прижима набрали скорость при входе в порог. Каменистая гряда
на выходе из порога неприятна, но опасности не представляет. Все суда прошли
с усиленным экипажем, как и порог Коко.
Через 20 минут на левом берегу два зимовья, а еще через 30 - остров, а ниже
него (шли левой протокой) порог Тайвал со сливами до 1,5 м и сильной шиверой
на выходе. Протяженность порога не менее 300 метров, четкого судового хода
нет и потому наводка экипажей при прохождении будет весьма кстати. Движение
судов предпочтительнее в левой половине русла, порой под самым левым берегом.
На правом повороте прижим на мелководные камни.
Для чистого прохождения на правом повороте надо резко уходить по струе
направо под самый берег.
Все 8 судов нашей экспедиции прошли порог со своими экипажами вполне
сносно и зачалились на левом повороте, на левом берегу. Ниже два заурядных
слива через каменистые гряды поперек реки.
Через полчаса остров и порожек, еще через 20 минут приток слева, в
устье островок и порожек при повороте реки на юг. Через час хода - завал.
Разбираем его, делаем проход.
Через 40 минут на правом повороте порог Войницкий. Мы ожидали увидеть нечто
грандиозное - а это заурядный троечный порог! Обедаем на правом берегу.
Обилие черники. Рыбачим. Обнаружили окопы и траншеи вдоль правого берега.
Нашли салик на двух автокамерах, связанных пеньковыс канатом - это дело не
рук туристов.
Через три часа увидели железобетонный мост автотрассы через Войницу.
Впереди руины деревянного моста. Решили встать на правом берегу на подъезде
к старому мосту - есть ровная площадка и хороший подъезд с шоссе.
По реке Войнице пройдено 46 км. от "системы" до моста с 1 по 5 августа,
за 16,6 часов, с перепадом на 5 основных порогах около 35 метров. До поселка
Войница около 8 км, до "системы" на Куржме около 20 км.
|