подъезд и отъезд
В районе похода развита сеть автомобильных дорог с твердым покрытием, не
говоря о грунтовых лесовозных. Ограничения на переезды возникают из-за режима
приграничья, ведь "граница на замке". Кто сумеет подобрать ключик к этому
замку - получит возможность пройти верхние пороги и водопады на Куржме и
Войнице.
Заброска из Кеми в Калевалу возможна на рейсовом автобусе. Он отправляется в
11 часов с вокзальной площади. Автовокзала нет, билеты продают в автобусе.
Извозчики - частники могут забросить до "системы", а при наличии пропуска и
за нее. Такса, в зависимомти от конкретных условий, 120 - 150 рублей с
человека при заброске до "системы" на УАЗе. Грузовик обойдется дешевле.
Досмотров на автотрассе нет.
Теперь мы знаем, что поселок Войница не имеет регулярной связи с миром и
выехать оттуда в Кемь непросто, а в Костомукшу или в Юшкозеро и того сложнее.
Надежда только на микроавтобус Василия Егорова, местного предпринимателя,
или на "Урал", обслуживающий местную воинскую часть.
С учетом сказанного сплав целесообразно прекратить на мосту шоссе от границы
в Калевалу; лучше в будние дни, т.к. в выходные народ занят сбором ягод и
рыбалкой. Впрочем можно поймать легковые автомашины или микроавтобусы.
Из Калевалы уехать значительно проще. Мы запаслись рекомендациями и телефонами
на этот случай.
Закончив сплав по Охте у Подужемской ГЭС, выехали в город Кемь на рейсовом
автобусе. Причалить надо на правом берегу реки Кеми возле самого здания ГЭС,
видимого издалека. Здесь конечная остановка автобуса ЛАЗ городского маршрута.
Мы уезжали двумя рейсами в 14-20 и 21-20.
Если не выезжать на Соловки, то спешить в Кемь не имеет смысла - поезда уходят
ночью, после двух часов. В августе проблем с билетами нет. Группы в 10 и
более человек при покупке коллективного билета на поезд получила скидку 10%.
Аварийные выходы с маршрута
Поскольку реки короткие, то эта проблема решается просто. Куржма
протекает почти вдоль дороги, Охта при ЧП может быть пройдена в экстремальном
режиме довольно быстро. При средней скорости 4,5 км/час от плотины до ГЭС
можно пройти за 14 ходовых часов. При средней воде - за двое суток! Кроме
того на мысу, на Вороньем озере, есть "фактория", где торгуют пивом и
алкоголем. У торговцев есть какой-то транспорт - это надо иметь в виду.
Изменения маршрута
Наша группа изменила маршрут в связи с запретом прохождения
"системы", что в два раза укорачивало сплав и нарушало логику построения
маршрута. Вместо Тавойоки, куда забрасываться из Войницы и далеко и дорого,
а вода опять как и в 1999 году низкая, отправились на Охту с выходом по
Вермасручью от Сигозера. Незадолго перед нами по нему прошла группа москвичей,
разбирая многочисленные завалы. Это сберегло нам время и силы, так как по
ручью ходят редко.
|