Справочные сведения
Паспорт маршрута
Количество определяющих препятствий на маршруте
Метеоусловия
Экологические факторы
Информационное обеспечение
Нештатные и экстремальные условия
Проводящая организация – Дом ученых Объединенного института Ядерных
Исследований.
Адрес: 141980,Московская область, г.Дубна, ул.Жолио Кюри, 6.
Телефон: (221) 62-211
E-mail: zlobin@cv.jinr.ru
http://www.cv.jinr/~zlobin/tur
По ходатайству МКК Дубненского городского клуба туристов
маршрутные документы были рассмотрены МКК федерации спортивного туризма
Московской области и группа выпущена на маршрут 5 категории сложности при
условии, что категория сложности маршрута будет определена по представлении
технического отчета о пройденных препятствиях, согласно методике категорирования
спортивных туристских маршрутов.
Паспорт маршрута
Вид туризма – водный.
Категория сложности – пятая.
Протяженность активной части похода - 224 км ( пешком - 36 км, сплав - 188 км).
Продолжительность путешествия – 19 дней ( с 20 июня по 8 августа 2001 г).
Дневок – три.
Сплав производился на двух и четырехместных катамаранах, на надувных лодках (каноэ) «Скаут» и «Егерь».
Район путешествия - республика Карелия, Кандалакшский район.
Нитка маршрута: Дубна - Москва - Кандалакша - р. Лобка - р.Рябина - р.Канда -
р.Карельский Башкаус - р.Кутсайоки - Тумча - Иовское водохранилище - выход на
озера Аськиярви - Зареченск - Кандалакша - Москва - Дубна.
Количество определяющих препятствий на маршруте
NN |
Река |
Количество препятствий |
Длина, км. |
Пройдено за время |
3 к.с. |
4 к.с. |
5 к.с. |
6 к.с. |
1 |
Рябина |
|
|
|
|
- |
Осмотр с моста |
2 |
Лобка |
|
|
|
|
2x10 |
4 часа |
3 |
Канда |
1 |
1 |
|
|
11 |
3 часа |
4 |
К. Башкаус |
3 |
2 |
2 |
|
9 |
8 часов |
5 |
Кутсайоки |
4 |
3 |
4 |
1 |
88 |
19-44 |
6 |
Тумча |
2 |
2 |
|
|
35 |
6-35 |
7 |
Иовское в/х |
|
|
|
|
45 |
8-45 |
8 |
Ниж. Аськиярви |
|
|
|
|
2х4 |
3-30 |
9 |
Верх. Аськиярви |
|
|
|
|
2х4 |
4-30 |
|
Всего |
10 |
8 |
6 |
1 |
224 |
54-14 |
Расход в Канде около 12 кубов/сек, в Лобке и Рябине – 2,5 , в Карельском
Башкаусе около 8, в Кутсайоки – около 12, в Тумче – около 60 - вода низкая. По
Карельскому Башкаусу шли по спадающей воде, на Кутсайоки, в зависимости от
интенсивности дождей, уровень воды заметно менялся. Отслеживалось изменение
условий прохождения с тем, что было в 1997 году. Вода ниже старых заломов на
1,2 – 1,5 м. На Карельском Башкаусе, в Щечках, подъем воды может быть на 2,5м.
При прохождении Карельского Башкауса пользовались лоцией М.Афанасенкова,
сотавленной для более высокой воды, а далее – своей (наш отчет по Кутсайоки
был передан в Московский городской клуб туристов в 1997 году).
Обзор района путешествия
Речь идет о территории России, расположенной от границы с Финляндией до
Кандалакшского залива, от 30 градусов северной широты до 66 градусов 40 минут. С
1990 года здесь изучены и освоены водниками-туристами маршруты 3 – 4 категории
сложности:
1. Пос. Ковдор -Тунтсайоки – пос.Алакуртти -Тумча – пос. Зареченск - 4 категория сложности.
2. Кутсайоки – Тумча – пос.Зареченск -- 4 категория сложности.
3. Пос. Алакуртти – Тунтсайоки – Тумча - пос. Зареченск - 3 категория сложности.
4. Кутуйоки – Тунтсайоки – Тумча - пос. Зареченск – еще не пройден.
5. Эльянпуро – Кутсайоки – пос.Алакуртти – Тумча – пос. Зареченск – еще не пройден.
6. Верман – Нижний Верман – Толванд – пос.Ковдозеро – пройден, но его предстоит
изучить и освоить, ибо плотина на Толванде лишила реку воды.
7. Река Канда еще не изучена. В Верховьях могут быть интересные каньоны и пороги
8. Река Лобка проходима по высокой воде на байдарках и катамаранах
–двойках, оценка дубненских туристов в 2001 году
9. Река Рябина – то же самое, оценка дубненских туристов в 2001 году.
10. Река Кувдженьга – то же самое. Оценка обнинских туристов в 2000 году.
11. Речка Красненькая (Карельский Башкаус) – Кутсайоки – Тумча - по плотности препятствий и протяженности соответствует маршруту пятой категории сложности.
12. Маршрут шестой категории сложности: Ковдор – Тунтсайоки – устье Кутсайоки – заброска на Карельский Башкаус – Кутсайоки – Тумча – пос.Зареченск.
Авторитеты МКК не хотят согласиться с тем, что в Карелии и на Кольском полуострове есть пороги вплоть до
шестой категории трудности, а ,следовательно, можно проходить связки рек,
соответствующие маршрутам 5 – 6 категории сложности. Ныне далеко не все туристы
проходят все препятствия на маршруте, ибо недостает мастерства или запаса
прочности для обеспечения безопасности, должной страховки.
Наиболее полные и грамотные аналитические материалы М.Афанасенкова в этом
отношении показательны. В лоции по Карельскому Башкаусу и Кутсайоки он в
обязательном порядке рекомендует просматривать пороги третьей категории
трудности, а саянские и алтайские тройки такой чести, обычно, не удостоены –
идутся сходу. За этим прослеживается то же, что неадекватность курса рубля и
доллара со всеми нюансами.
Район путешествия имеет развитую сеть автомобильных и железных дорог. Что
позволяет с минимальными потерями времени проходить сложные связки рек, были бы
деньги.
Здесь не чувствуется деятельность лесозаготовителей, нет промышленных объектов,
нет населенных пунктов и создаются нормальные условия для прохождения
туристских маршрутов в русском стиле – автономно, полагаясь на свои силы и
средства. Стихийные волны туристов разрушают экологическое равновесие в зоне
порогов и по берегам рек. Пора обращаться к сознанию и совести туристов в связи
с пожарами (вдоль Тунтсайоки от порога Яма и до Шляпы и на Иовском
водохранилище), низкой культуры на биваках
( безразмерные туалеты, консервные банки, мусор) и расточительное потребление
топлива.(может быть как на берегах Вуоксы). За последние пять лет чувствуется
активность в создании туристкого сервиса. От порога Шляпа можно отправиться в
Зареченск на катере и сразу же уехать на автомашине в Кандалакшу. Извозчики
предлагают услуги в Интернете, либо ожидают туристов на вокзале. Пока сервис
ненавязчивый, но процесс пошел.
Географические обзоры были ранее сделаны и желающие могут ими воспользоваться (
источники указываются особо). Полезно обратить внимание на господствующую высоту
между Кутсайоки и Тумчей, основной ориентир в этом районе, особенно важный при
движении по водохранилищу до мыса Маргарита.
Туристам предстоит исследовать протоки озер, вытекающие из озер,
расположенных выше водохранилища. Они имеют крутое падение и при достаточном
расходе могут быть хороши для катания на дневках.
Метеоусловия
В желании «поймать воду» на Карельском Башкаусе поход начали на неделю раньше
оптимального времени старта похода, проверенного в последние 5 лет. В этом году
лето было сухое и подлежащие исследованию реки были маловодны.Идти по ним либо
было невозможно, либо при остром дефиците воды, когда затруднено прохождение
перекатов, шивер и водопадных сливов (возникли узости и мели). Особенность
низкой воды – водопадные сливы становятся выше и круче, бочки – слабеют,
траектория движения в порогах и шиверах усложняется, возникают непроходы для
судов шире 1,8м. Было три прохладных ночи, но преобладала пасмурная в июле и
дождливая, с незначительными осадками в августе, погода.
Экологические факторы
С Пюхяярви одновременно с нами проходило 3 – 4 группы, по Карельскому Башкаусу –
5-6 групп. Стенание ряда авторов в отчетах об отсутствии мест для стоянок на
маршруте вносит нервозность в ряды слабонервных сибаритов. При необходимости
нормальный ночлег на 30 человек можно организовать везде и нет необходимости
идти с желанием опередить кого-то, чтобы занять место для стоянки. Над порогами
набиты тропы для обноса и следы многократных стоянок. Сухие дрова есть почти
везде, а вот
с туалетами беда - загажены даже тропы.
Следы старых пожаров ниже Водопадного порога до Шляпы зарастают, 3-4 мыса на
Иовском водохранилище выгорели совсем недавно. При сборке деревянных каркасов
катамаранов строительный материал приходиться заготавливать в отдалении от
стоянки – все основательно выбрано. Поскольку заброска снаряжения происходит от
вагона до воды, то использование металлических каркасов вполне оправданно.Эти
дивной красоты места нуждаются в щадящей нагрузке и бережном отношении
туристов.
На Лобке мы втречали заготовщиков морошки. Черника была в стадии налива, клюква
- зеленая, а брусника только начала краснеть. Шикша есть повсеместно, но это на
любителя. Голубики, жимолости и смородины встречалось мало. Грибов почти не
было, а рыба , чуткая к изменению погоды, ловилась плохо.
Информационное обеспечение
В организационный, предпоходный, период для принятия решения мы пользовались
всеми средствами связи:
писали письма в Алакуртти и в Кандалакшу;
звонили по поводу заказа транспорта в Кандалакшу;
пользовались электронной почтой и Интернетом;
подготовили рекомендательные письма и списки для пограничников.
В Интернете добыли полезную информацию:
расписание поездов Москва – Мурманск;
краткий и долгосрочный прогноз погоды;
о пожарной безопасности и порядке получения лицензии на рыбную ловлю;
о санитарно-эпидемиологической обстановке;
о транспорте, ценах и "извозчиках";
о зонах уверенного приема для мобильного телефона;
от только что прошедших маршрут ( Мурманская группа Анатолия Назарьева прошла связку рек в июне-июле 2001 г);
описание маршрута на сайте Максима Мошкова, аналитический обзор Михаила Афанасенкова, Александра Карпенко.
Свой отчет о прохождении Кутсайоки и Тумчи в 1997 году переосмыслили с
учетом потока новой информации (по разной воде). Сведения по Карельскому
Башкаусу представляли особую ценность. Смущала стереотипность оценки препятствий
и похожесть лоций разных авторов, как будто сток зарегулирован и расход
стабилен. За основу взяли лоцию Михаила Афанасенкова и внесли свои замечания
для низкой воды.
Нештатные и экстремальные условия
На маршруте встречались группы с разным туристским опытом и технической
подготовкой. Много родителей с детьми, групп с преобладанием женщин. Были
каякеры, которые обносили все пороги. Ныне на этот маршрут выпускают туристов с
опытом «двойки», не говоря уже о "дикарях". Пока не слышно о несчастных случаях,
но аврийных ситуаций и оверкилей не избежать. Хорошо, что народ не гнушается
обносить непроходы.
Нештатные условия на маршруте возникают при потери части экипажа в порогах:
- изменяется режим управления средством сплава;
- возникает потребность оказать помощь человеку за бортом;
- известны случаи, когда рама катамарана в сливе цеплялась за подводный камень;
- много участков, требующих обноса рюкзаков. Это отличает этот маршрут от
типично водных. Участники должны критично отнестись как к бивачному снаряжению, так и
упаковке снаряжения для переноса.
Экстремальные условия на маршруте возможны из-за метеоусловий. В июне высокая
вода, но возможны снегопады и пурга. В этих условиях становятся опасными и вода
и мокрые скалы. Переохлаждение спортсменов, не имеющих гидрокостюмов и добротной
экипировки, может быть причиной несчастных случаев.
Суводи и уловы, мощность которых зависит от расхода (метеоусловий) столь мощные,
что катамараны нуждаются в помощи с берега. Для этого нужно иметь на каждом
судне "морковку". Основная веревка или стропа необходимы при обносе водопада "Маманя".
Накопленная информация по прохождению и обносу "Оба-На" свидетельствует, что в
чаше подпорожья не следует чалиться к правому берегу до мыса. При отчаливании
катамаран тянет под сливы и крутит в улове. Нельзя стоять на страховке в этой
чаше - аварийный экипаж пролетает через улов на скорости, а спасатели не могут
пересечь струю, когда требуется помощь.
Состав группы
NN |
ФИО |
Дата рождения |
Должность и работа |
Туристский опыт |
Обязанности, судно |
1 |
Злобин Александр Дмитриевич |
4.02.1937 |
Ведущий инженер |
Китой, Пскем, Писта, Куржма, Тавойоки, Войница |
Руководитель К - 4 |
2 |
Колесов Павел Евгеньевич |
8.07.1952 |
Фотограф ОП ОИЯИ |
Тавойоки, Войница, Кутсайоки, Печа, Охта, Писта |
Штурман 1 К - 2 |
3 |
Реут Эдуард Францевич |
12.05.1936 |
Ведущий инженер |
Тавойоки, Войница, Кутсайоки, Печа, Охта, Писта, Пскем, Башкаус |
Банщик 1 К - 2 |
4 |
Грановская Елена Влдимировна |
21.06.1949 |
Начальник сектора |
Тавойоки, Войница, Кутсайоки, Охта, Писта, Куржма, Башкаус |
Медсестра 2 К - 2 |
5 |
Кирюхин Юрий Александрович |
18.02.1947 |
Инженер |
Тавойоки, Войница, Кутсайоки, Охта, Писта, Куржма, Башкаус |
Рыбак 2 К -2 |
6 |
Тутышкин Юрий Валерьевич |
12.08.1932 |
Ведущий инженер |
Войница, Прут, Кутсайоки, Охта, Писта, Ч.Тиса |
Реммастер К -4 |
7 |
Сапожников Александр Павлович |
27.08.1951 |
Ст. научный сотрудник |
Войница, Прут, Тавайоки, Охта, Писта, Ч.Тиса |
Капитан «Скаута» |
8 |
Сапожникова Татьяна Федоровна |
26.09.1951 |
Ст. научный сотрудник |
Войница, Прут, Охта, Ч.Тиса |
Завхоз "Скаут" |
9 |
Аникина Майя Хаимовна |
30.07.1931 |
Научный сотрудник |
Хамсара, Мста, Вама, Войница, Охта |
Эколог К - 4 |
10 |
Некрасова Людмила Петровна |
24.03.1957 |
Музыкант |
Мста, Охта, Шлина |
Матрос К - 4 |
11 |
Сухарев Федор Григорьевич |
04.04.1984 |
Студент МИФИ |
Вама, Охта |
Фотограф 2 К - 2 |
12 |
Копаница Аркадий Иванович |
10.02.1966 |
Программист |
Войница, Охта |
Фотограф "Скаут" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|