ОИЯИ
отчеты
фотографии
лоции
дневники
участники
ссылки
новости
объявления
история
реклама
 

Экстремальный портал VVV.RU
 
оглавление
справочные сведения
идеология
подъезды - отъезды
график движения
техописание
опасности
лоция
достопримечательности
доп. сведения
смета расходов
итоги
картография
дневник
медобеспечение
творчество

Справочные сведения

  • Паспорт маршрута

  • Количество определяющих препятствий на маршруте

  • Метеоусловия

  • Экологические факторы

  • Информационное обеспечение

  • Нештатные и экстремальные условия

Проводящая организация – Дом ученых Объединенного института Ядерных Исследований.
Адрес: 141980,Московская область, г.Дубна, ул.Жолио Кюри, 6.
Телефон: (221) 62-211
E-mail: zlobin@cv.jinr.ru
http://www.cv.jinr/~zlobin/tur

По ходатайству МКК Дубненского городского клуба туристов маршрутные документы были рассмотрены МКК федерации спортивного туризма Московской области и группа выпущена на маршрут 5 категории сложности при условии, что категория сложности маршрута будет определена по представлении технического отчета о пройденных препятствиях, согласно методике категорирования спортивных туристских маршрутов.

Паспорт маршрута

Вид туризма – водный.
Категория сложности – пятая.
Протяженность активной части похода - 224 км ( пешком - 36 км, сплав - 188 км).
Продолжительность путешествия – 19 дней ( с 20 июня по 8 августа 2001 г).
Дневок – три.
Сплав производился на двух и четырехместных катамаранах, на надувных лодках (каноэ) «Скаут» и «Егерь». Район путешествия - республика Карелия, Кандалакшский район. Нитка маршрута: Дубна - Москва - Кандалакша - р. Лобка - р.Рябина - р.Канда - р.Карельский Башкаус - р.Кутсайоки - Тумча - Иовское водохранилище - выход на озера Аськиярви - Зареченск - Кандалакша - Москва - Дубна.

Количество определяющих препятствий на маршруте

NN

Река

Количество препятствий

Длина, км.

Пройдено
за время

3 к.с.

4 к.с.

5 к.с.

6 к.с.

1

Рябина

       

-

Осмотр с моста

2

Лобка

       

2x10

4 часа

3

Канда

1

1

   

11

3 часа

4

К. Башкаус

3

2

2

 

9

8 часов

5

Кутсайоки

4

3

4

1

88

19-44

6

Тумча

2

2

   

35

6-35

7

Иовское в/х

 

 

 

 

45

8-45

8

Ниж. Аськиярви

 

 

 

 

2х4

3-30

9

Верх. Аськиярви

 

 

 

 

2х4

4-30

Всего

10

8

6

1

224

54-14

Расход в Канде около 12 кубов/сек, в Лобке и Рябине – 2,5 , в Карельском Башкаусе около 8, в Кутсайоки – около 12, в Тумче – около 60 - вода низкая. По Карельскому Башкаусу шли по спадающей воде, на Кутсайоки, в зависимости от интенсивности дождей, уровень воды заметно менялся. Отслеживалось изменение условий прохождения с тем, что было в 1997 году. Вода ниже старых заломов на 1,2 – 1,5 м. На Карельском Башкаусе, в Щечках, подъем воды может быть на 2,5м. При прохождении Карельского Башкауса пользовались лоцией М.Афанасенкова, сотавленной для более высокой воды, а далее – своей (наш отчет по Кутсайоки был передан в Московский городской клуб туристов в 1997 году).

Обзор района путешествия

Речь идет о территории России, расположенной от границы с Финляндией до Кандалакшского залива, от 30 градусов северной широты до 66 градусов 40 минут. С 1990 года здесь изучены и освоены водниками-туристами маршруты 3 – 4 категории сложности:

1. Пос. Ковдор -Тунтсайоки – пос.Алакуртти -Тумча – пос. Зареченск - 4 категория сложности.
2. Кутсайоки – Тумча – пос.Зареченск -- 4 категория сложности.
3. Пос. Алакуртти – Тунтсайоки – Тумча - пос. Зареченск - 3 категория сложности.
4. Кутуйоки – Тунтсайоки – Тумча - пос. Зареченск – еще не пройден.
5. Эльянпуро – Кутсайоки – пос.Алакуртти – Тумча – пос. Зареченск – еще не пройден.
6. Верман – Нижний Верман – Толванд – пос.Ковдозеро – пройден, но его предстоит изучить и освоить, ибо плотина на Толванде лишила реку воды.
7. Река Канда еще не изучена. В Верховьях могут быть интересные каньоны и пороги
8. Река Лобка проходима по высокой воде на байдарках и катамаранах –двойках, оценка дубненских туристов в 2001 году
9. Река Рябина – то же самое, оценка дубненских туристов в 2001 году.
10. Река Кувдженьга – то же самое. Оценка обнинских туристов в 2000 году.
11. Речка Красненькая (Карельский Башкаус) – Кутсайоки – Тумча - по плотности препятствий и протяженности соответствует маршруту пятой категории сложности.
12. Маршрут шестой категории сложности: Ковдор – Тунтсайоки – устье Кутсайоки – заброска на Карельский Башкаус – Кутсайоки – Тумча – пос.Зареченск.

Авторитеты МКК не хотят согласиться с тем, что в Карелии и на Кольском полуострове есть пороги вплоть до шестой категории трудности, а ,следовательно, можно проходить связки рек, соответствующие маршрутам 5 – 6 категории сложности. Ныне далеко не все туристы проходят все препятствия на маршруте, ибо недостает мастерства или запаса прочности для обеспечения безопасности, должной страховки. Наиболее полные и грамотные аналитические материалы М.Афанасенкова в этом отношении показательны. В лоции по Карельскому Башкаусу и Кутсайоки он в обязательном порядке рекомендует просматривать пороги третьей категории трудности, а саянские и алтайские тройки такой чести, обычно, не удостоены – идутся сходу. За этим прослеживается то же, что неадекватность курса рубля и доллара со всеми нюансами.
Район путешествия имеет развитую сеть автомобильных и железных дорог. Что позволяет с минимальными потерями времени проходить сложные связки рек, были бы деньги.
Здесь не чувствуется деятельность лесозаготовителей, нет промышленных объектов, нет населенных пунктов и создаются нормальные условия для прохождения туристских маршрутов в русском стиле – автономно, полагаясь на свои силы и средства. Стихийные волны туристов разрушают экологическое равновесие в зоне порогов и по берегам рек. Пора обращаться к сознанию и совести туристов в связи с пожарами (вдоль Тунтсайоки от порога Яма и до Шляпы и на Иовском водохранилище), низкой культуры на биваках ( безразмерные туалеты, консервные банки, мусор) и расточительное потребление топлива.(может быть как на берегах Вуоксы). За последние пять лет чувствуется активность в создании туристкого сервиса. От порога Шляпа можно отправиться в Зареченск на катере и сразу же уехать на автомашине в Кандалакшу. Извозчики предлагают услуги в Интернете, либо ожидают туристов на вокзале. Пока сервис ненавязчивый, но процесс пошел.
Географические обзоры были ранее сделаны и желающие могут ими воспользоваться ( источники указываются особо). Полезно обратить внимание на господствующую высоту между Кутсайоки и Тумчей, основной ориентир в этом районе, особенно важный при движении по водохранилищу до мыса Маргарита.
Туристам предстоит исследовать протоки озер, вытекающие из озер, расположенных выше водохранилища. Они имеют крутое падение и при достаточном расходе могут быть хороши для катания на дневках.

Метеоусловия

В желании «поймать воду» на Карельском Башкаусе поход начали на неделю раньше оптимального времени старта похода, проверенного в последние 5 лет. В этом году лето было сухое и подлежащие исследованию реки были маловодны.Идти по ним либо было невозможно, либо при остром дефиците воды, когда затруднено прохождение перекатов, шивер и водопадных сливов (возникли узости и мели). Особенность низкой воды – водопадные сливы становятся выше и круче, бочки – слабеют, траектория движения в порогах и шиверах усложняется, возникают непроходы для судов шире 1,8м. Было три прохладных ночи, но преобладала пасмурная в июле и дождливая, с незначительными осадками в августе, погода.

Экологические факторы

С Пюхяярви одновременно с нами проходило 3 – 4 группы, по Карельскому Башкаусу – 5-6 групп. Стенание ряда авторов в отчетах об отсутствии мест для стоянок на маршруте вносит нервозность в ряды слабонервных сибаритов. При необходимости нормальный ночлег на 30 человек можно организовать везде и нет необходимости идти с желанием опередить кого-то, чтобы занять место для стоянки. Над порогами набиты тропы для обноса и следы многократных стоянок. Сухие дрова есть почти везде, а вот с туалетами беда - загажены даже тропы. Следы старых пожаров ниже Водопадного порога до Шляпы зарастают, 3-4 мыса на Иовском водохранилище выгорели совсем недавно. При сборке деревянных каркасов катамаранов строительный материал приходиться заготавливать в отдалении от стоянки – все основательно выбрано. Поскольку заброска снаряжения происходит от вагона до воды, то использование металлических каркасов вполне оправданно.Эти дивной красоты места нуждаются в щадящей нагрузке и бережном отношении туристов.
    На Лобке мы втречали заготовщиков морошки. Черника была в стадии налива, клюква - зеленая, а брусника только начала краснеть. Шикша есть повсеместно, но это на любителя. Голубики, жимолости и смородины встречалось мало. Грибов почти не было, а рыба , чуткая к изменению погоды, ловилась плохо.

Информационное обеспечение

В организационный, предпоходный, период для принятия решения мы пользовались всеми средствами связи:

  • писали письма в Алакуртти и в Кандалакшу;

  • звонили по поводу заказа транспорта в Кандалакшу;

  • пользовались электронной почтой и Интернетом;

  • подготовили рекомендательные письма и списки для пограничников.

В Интернете добыли полезную информацию:

  • расписание поездов Москва – Мурманск;

  • краткий и долгосрочный прогноз погоды;

  • о пожарной безопасности и порядке получения лицензии на рыбную ловлю;

  • о санитарно-эпидемиологической обстановке;

  • о транспорте, ценах и "извозчиках";

  • о зонах уверенного приема для мобильного телефона;

  • от только что прошедших маршрут ( Мурманская группа Анатолия Назарьева прошла связку рек в июне-июле 2001 г);

  • описание маршрута на сайте Максима Мошкова, аналитический обзор Михаила Афанасенкова, Александра Карпенко.

  • Свой отчет о прохождении Кутсайоки и Тумчи в 1997 году переосмыслили с учетом потока новой информации (по разной воде). Сведения по Карельскому Башкаусу представляли особую ценность. Смущала стереотипность оценки препятствий и похожесть лоций разных авторов, как будто сток зарегулирован и расход стабилен. За основу взяли лоцию Михаила Афанасенкова и внесли свои замечания для низкой воды.

Нештатные и экстремальные условия

На маршруте встречались группы с разным туристским опытом и технической подготовкой. Много родителей с детьми, групп с преобладанием женщин. Были каякеры, которые обносили все пороги. Ныне на этот маршрут выпускают туристов с опытом «двойки», не говоря уже о "дикарях". Пока не слышно о несчастных случаях, но аврийных ситуаций и оверкилей не избежать. Хорошо, что народ не гнушается обносить непроходы.
    Нештатные условия на маршруте возникают при потери части экипажа в порогах: - изменяется режим управления средством сплава; - возникает потребность оказать помощь человеку за бортом; - известны случаи, когда рама катамарана в сливе цеплялась за подводный камень; - много участков, требующих обноса рюкзаков. Это отличает этот маршрут от типично водных. Участники должны критично отнестись как к бивачному снаряжению, так и упаковке снаряжения для переноса.
    Экстремальные условия на маршруте возможны из-за метеоусловий. В июне высокая вода, но возможны снегопады и пурга. В этих условиях становятся опасными и вода и мокрые скалы. Переохлаждение спортсменов, не имеющих гидрокостюмов и добротной экипировки, может быть причиной несчастных случаев. Суводи и уловы, мощность которых зависит от расхода (метеоусловий) столь мощные, что катамараны нуждаются в помощи с берега. Для этого нужно иметь на каждом судне "морковку". Основная веревка или стропа необходимы при обносе водопада "Маманя". Накопленная информация по прохождению и обносу "Оба-На" свидетельствует, что в чаше подпорожья не следует чалиться к правому берегу до мыса. При отчаливании катамаран тянет под сливы и крутит в улове. Нельзя стоять на страховке в этой чаше - аварийный экипаж пролетает через улов на скорости, а спасатели не могут пересечь струю, когда требуется помощь.

Состав группы

NN

ФИО

Дата рождения

Должность и работа

Туристский опыт

Обязанности,
судно

1

Злобин Александр Дмитриевич

4.02.1937

Ведущий инженер

Китой, Пскем, Писта, Куржма, Тавойоки, Войница

Руководитель К - 4

2

Колесов Павел Евгеньевич

8.07.1952

Фотограф ОП ОИЯИ

Тавойоки, Войница, Кутсайоки, Печа, Охта, Писта

Штурман 1 К - 2

3

Реут Эдуард Францевич

12.05.1936

Ведущий инженер

Тавойоки, Войница, Кутсайоки, Печа, Охта, Писта, Пскем, Башкаус

Банщик 1 К - 2

4

Грановская Елена Влдимировна

21.06.1949

Начальник сектора

Тавойоки, Войница, Кутсайоки, Охта, Писта, Куржма, Башкаус

Медсестра 2 К - 2

5

Кирюхин Юрий Александрович

18.02.1947

Инженер

Тавойоки, Войница, Кутсайоки, Охта, Писта, Куржма, Башкаус

Рыбак 2 К -2

6

Тутышкин Юрий Валерьевич

12.08.1932

Ведущий инженер

Войница, Прут, Кутсайоки, Охта, Писта, Ч.Тиса

Реммастер К -4

7

Сапожников Александр Павлович

27.08.1951

Ст. научный сотрудник

Войница, Прут, Тавайоки, Охта, Писта, Ч.Тиса

Капитан «Скаута»

8

Сапожникова Татьяна Федоровна

26.09.1951

Ст. научный сотрудник

Войница, Прут, Охта, Ч.Тиса

Завхоз "Скаут"

9

Аникина Майя Хаимовна

30.07.1931

Научный сотрудник

Хамсара, Мста, Вама, Войница, Охта

Эколог К - 4

10

Некрасова Людмила Петровна

24.03.1957

Музыкант

Мста, Охта, Шлина

Матрос К - 4

11

Сухарев Федор Григорьевич

04.04.1984

Студент МИФИ

Вама, Охта

Фотограф 2 К - 2

12

Копаница Аркадий Иванович

10.02.1966

Программист

Войница, Охта

Фотограф "Скаут"


замечания и пожелания: turclub@df.ru